Горячие и холодные свечи зажигания

Производители выпускают горячие и холодные свечи зажигания, отличающиеся калильным числом, для различных двигателей, условий эксплуатации и видов топлива. Неправильный подбор детали может стать причиной нестабильного запуска и работы мотора, ухудшения динамики и роста расхода топлива. Из этой статьи вы узнаете, что такое калильное число, какие свечи горячие, а какие холодные и как правильно выбрать свечи зажигания для автомобиля.

    Чем отличаются холодные и горячие свечи

    Определить, свеча холодная или горячая можно по её калильному числу, которое обычно зашифровано в маркировке. Эта характеристика указывает на скорость разогрева рабочей части. Свечи зажигания с наиболее низким калильным числом отводят меньше тепла, поэтому быстрее разогреваются и считаются горячими, а более термостойкие свечи с высоким калильным числом – холодными.

    Разница в работе свечей горячего и холодного типа: видео

    Для корректной работы зажигания температура самой горячей части свечи должна быть в диапазоне 450–850°C. При температуре ниже 450 °C на электродах образуется нагар, ухудшающий проводимость и искрообразование. При нагревании электродов выше 850°C увеличивается риск калильного зажигания, при котором смесь воспламеняется не от искрового разряда, а от раскаленных электродов. В обоих случаях мотор работает хуже, возможны пропуски зажигания или несвоевременное воспламенение смеси, а также её догорание в выпускном коллекторе, что чревато целым рядом проблем, в том числе повышенным износом ЦПГ.

    Главное, чем принципиально отличается холодная свеча от горячей по конструкции – это площадь и форма изолятора центрального электрода, от которой зависит скорость теплообмена. Чем горячее свеча – тем больше высота конуса изолятора и площадь его поверхности. Этот элемент обычно скрыт внутри резьбовой части, однако при желании его можно разглядеть. В чем разница между горячими и холодными свечами смотрите в таблице.

    Холодная свеча — изолятор короткий и утоплен в корпус

    Горячая свеча зажигания имеет длинную юбку изолятора

    Тип свечиКонус изолятора центрального электродаРабочая температура, °C
    ВысотаРасположение
    Холодная Значительно меньше высоты резьбы Утоплен в корпус резьбы 600–850
    Горячая Больше высоты резьбы Выступает над резьбой 400–500
    Средняя Примерно равна высоте резьбы Расположен заподлицо с резьбой или выступает на 2–4 мм 500–600

    Иные конструктивные отличия между горячими и холодными свечами зажигания отсутствуют. Количество электродов, их толщина, форма и материал, из которого они сделаны, на это никак не влияют. Платиновые, иридиевые, трехэлектродные и классические одноэлектродные никелевые свечи бывают как горячими, так и холодными, и умеренными. Калильное число не определяется и зазором между электродами. Использование свечей будет обусловлено температурным режимом работы двигателя.

    Когда нужно ставить холодные и горячие свечи

    Единственное, на что влияет калильное число свечи – это скорость нагрева её рабочей части. Поэтому этот параметр подбирается в зависимости от тепловых нагрузок в камере сгорания двигателя:

    Применение холодных и горячих свечей

    • Горячие свечи – устанавливаются на тихоходные моторы относительно большого объема и небольшой мощности (до 50 л. с. с 1 л объема), не подверженные перегреву.
    • Холодные свечи – используются в высокооборотистых двигателях, моторах с наддувом, ДВС с высокой степенью сжатия (более 12), имеющих отдачу около 100 л. с. с 1 л и более, на спортивных и тюнингованных авто.
    • Средние свечи – применяются в большинстве «гражданских» атмосферных моторов объемом до 2,5 литров.

    Помимо конструктивных особенностей двигателя, заложенных производителем, на выбор калильного числа влияет и режим эксплуатации автомобиля. В идеале должны создаваться такие условия, чтобы температура свечи как можно быстрее достигала 450 °C, но не превышала 850°C на протяжении всего времени работы.

    Ставить более горячие свечи, чем рекомендует производитель, можно при регулярной медленной езде на небольшие расстояния, частом простое в пробках. Допустимо и использование сезонно в зимний период при коротких поездках, когда двигатель и свечи не достигают рабочей температуры, что способствует осаждению налета на электродах. Горячая свеча в таких условиях самоочищается лучше.

    Выбирать более холодные свечи стоит при интенсивной эксплуатации авто под нагрузкой: дальние поездки по скоростным трассам, езда по бездорожью, участие в гонках и дрифт. Также менять свечи на более холодные стоит в случае тюнинга мотора, предусматривающего увеличение рабочего объема или степени сжатия, установки турбины или ГБО.

    Для большинства малолитражных автомобилей, эксплуатируемых в штатном смешанном режиме, предназначены свечи со средними значениями калильного числа. Менять их на холодные или горячие в обычном режиме эксплуатации не имеет смысла. Более того, в большинстве случаев это негативно скажется на работе мотора.

    Ниже в таблице перечислены основные ситуации, в которых можно отклониться от рекомендаций производителя, с указанием причин этого отклонения.

    Когда ставятся горячие свечи, а когда холодные

    Цель установки Почему свеча должна быть холодной или горячей Что будет, если установить свечу с не тем калильным числом
    Для спортивных автомобилей Высокая нагрузка на больших оборотах приводит к тому, что свеча сильнее нагревается, вследствие чего происходит самовоспламенение топлива. Холодные свечи позволяют избежать этого Топливо воспламеняется преждевременно, из-за чего возникает калильное зажигание. Из-за этого теряется мощность и ускоряется износ мотора
    Для офф-роада
    Для автомобилей, часто стоящих в пробке На холостом ходу частота вращения коленвала не превышает 1000 об/мин. Из-за этого тепловые нагрузки на камеры сгорания ниже и свечи хуже прогреваются. Поэтому при эксплуатации в городе с плотным трафиком лучше ставить горячие свечи Холодная свеча будет работать с постоянным недогревом, из-за чего ее электроды быстро покроются нагаром. Из-за отложений ухудшается искрообразование, мотор начинает подтраивать, хуже заводится
    Для газобаллонного оборудования В процессе езды на газе камера сгорания не получает дополнительного охлаждения за счет испарения топлива (которое поступает уже в виде паров), из-за чего немного увеличивается тепловая нагрузка на свечу, а холодные свечи это позволят компенсировать. К тому же сам по себе пропан-бутан или метан горит чище бензина и образует меньше нагара на электродах. Ресурс горячих свечей зажигания исчерпывается быстрее, поскольку они работают при более высоких тепловых нагрузках.
    Для двигателя с большим пробегом На изношенном моторе с повышенным расходом масла установка более горячих свечей позволяет замедлить отложение нагара и повысить стабильность работы. На холодных свечах быстро скапливается налет от продуктов сгорания масла, который из-за недогрева не выгорает. Мотор начинает работать хуже, троить.

    Следующий раздел поможет разобраться, есть ли разница в свечах зажигания разных производителей и как определить, какие свечи горячие, а какие холодные по маркировке.

    Как выбрать свечу зажигания с правильным калильным числом

    Быстро отличить горячие свечи зажигания от холодных можно по маркировке и форме изолятора центрального электрода. Самый простой способ определить калильное число свечи – осмотреть конус изолятора: у холодных он низкий и утоплен в корпус, а у горячих – высокий и выступает над резьбовой частью. Этот метод позволит понять, какие свечи более горячие, держа в руках две детали.

    Обозначение калильного числа в маркировке свечей российского производства

    Отличия горячей свечи от холодной проще всего найти по надписи на изоляторе. Удобно идентифицировать изделия российского производства, которые маркируются по ГОСТ Р 53842-2010, так как они имеют всего 7 стандартных калильных чисел:

    • 8, 11 и 14 – горячие;
    • 17 и 20 – средние;
    • 23 и 26 – холодные.

    Допускается также применение других значений, поэтому производители могут выпускать свечи с калильным числом, например, 13, 18 или 27, которые, соответственно, будут горячими, средними или холодными. Но в целом, чем меньше цифра, тем горячее свеча, а чем больше – тем холоднее. Если же рассматривать свечи других производителей, то такая зависимость может быть обратной либо не такой заметной.

    В Европе нет единого общепринятого стандарта обозначения калильных чисел и компании используют собственные маркировки. Установить соответствие между ними поможет таблица калильного числа свечей разных производителей.

    Стандарт Холодные Средние Теплые
    ГОСТ Более 20От 15 до 20От 8 до 14
    Denso 24, 22 20 17, 16, 14
    Bosch 5 6, 7 8, 9, 10
    Beru
    NGK 8, 7 6 5, 4
    ISKRA 95 85, 65 55
    BRISK 12, 14 15 17, 19
    Champion 7 8, 9, 10 11, 12
    AutoLite 3 4 5
    Magneti Marelli 3, 6 7 8, 9

    У большинства популярных производителей калильное число свечей тем больше, чем холоднее свечи, а некоторые компании, как например Bosch имеет обратную маркировку, поэтому при подборе этот нюанс необходимо учитывать.

    Вопрос “Какие свечи лучше: холодные или горячие?” является некорректным, поскольку подбирать их нужно в соответствии с допусками производителя. Он может указывать значения калильного числа по ГОСТ, а может лишь обозначение детали конкретного производителя.

    Зная, как у разных компаний соотносятся между собой холодные или горячие свечи зажигания, и какие рекомендуется устанавливать по инструкции, можно их легко подобрать для различных условий эксплуатации. К примеру, если для стандартного мотора Lada Priora сайт Denso рекомендует Q20TT, то для тюнингованной силовой установки можно взять похожую модель с индексом 22 или 24.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    • Какие свечи холодные, какие горячие?

      Горячими называют свечи, которые имеют большую площадь изолятора центрального электрода, благодаря чему быстро нагреваются. Свечи, которые имеют небольшую площадь конуса изолятора, греются долго, поэтому их называют холодными.

    • Можно ли ставить свечи с меньшим калильным числом?

      Понижать калильное число и ставить свечи с индексом ниже, чем предусматривает производитель, имеет смысл только при регулярной езде на малых оборотах, частом стоянии в пробках, и при отсутствии больших нагрузок. В таких условиях свечи будут меньше покрываться отложениями. Если авто часто подвергается нагрузкам, передвигается на высокой скорости, более горячие свечи ставить нежелательно.

    • Как определить калильное число свечи?

      Проще всего определить калильное число по внешним признакам: чем оно меньше, тем больше высота и площадь изолятора центрального электрода. По маркировке тоже можно, но нужно иметь под рукой таблицу соотношения. В универсальной маркировке по ГОСТу холодными являются свечи с числом до 14, а горячими – 21 и более, но многие производители используют собственную систему.

    • Что будет, если установить свечу с неподходящим тепловым диапазоном?

      Установка холодной свечи зажигания в мотор, рассчитанный на горячие свечи, влечет ее постоянную работу при пониженной температуре. В таких условиях ускоряется отложение нагара на электродах, из-за чего свеча будет хуже работать. Если, наоборот, установить горячую свечу в теплонагруженный ДВС – она будет работать с перегревом, из-за чего возникнет калильное зажигание. Эти явления негативно влияют на ресурс мотора и его производительность.

    • Можно ли сделать из холодной свечи горячую?

      Калильное число свечи зажигания определяется ее конструкцией, поэтому изменить его невозможно. Единственный параметр, который можно корректировать вручную – величина искрового зазора между электродами.

Комментарии
Статья полезная? Да 55 Нет
11k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Загрузка комментариев