Подкатные домкраты

Подкатные домкраты отличаются удобством эксплуатации, большой грузоподъемностью, плавностью подъема и хода. На сегодняшний день существует огромное количество производителей и торговых марок, под которыми выпускаются гидравлические подкатные домкраты. Они подходят для эксплуатации как на профессиональных СТО, так и в частных гаражах. Кроме того, многие автовладельцы умудряются смастерить эти устройства самостоятельно дабы пользоваться всеми его преимуществами за меньшую цену. Далее мы разберем все аспекты касающиеся подкатных домкратов, а также приведем информацию, которая как мы надеемся, поможет вам определиться с выбором при покупке домкрата.

Подкатные домакраты

Устройство подкатного домкрата

Принцип работы подкатного гидравлического домкрата основан на гидравлическом приводе. То есть, использовании рабочей жидкости (масла), передающей усилие от регулирующего к исполнительному органу. В данном случае в качестве регулирующего органа выступает рукоятка с системой редукторов, клапанов и цилиндров, в которой усилие оператора накапливается и передается на исполнительный орган — шток.

В основе системы лежит использование сообщающихся камер и запорных клапанов. Они по принципу гидроаккумуляторов многократно усиливают исходное движение, благодаря чему домкрат может поднимать грузы 2-3 тонны и более (зависит от конкретной модели). Однако в процессе эксплуатации необходимо обязательно следить за исправностью запорного клапана и резиновых уплотнительных колец (прокладок). От их целостности зависит нормальная работа домкрата, а также отсутствие утечки масла. Но об этом мы поговорим в разделе о ремонте гидравлических подкатных домкратов.

Конструкция подкатного домкрата

Конструкция домкрата

Также конструкция предусматривает наличие дополнительных устройств, облегчающих ее эксплуатацию и надежность. Одной из таких является собачка-фиксатор, благодаря которой вес удерживается на необходимой высоте.

Как использовать ПД

Противооткатный упор

Противооткатный упор

При использовании подкатного домкрата необходимо обязательно учитывать правила безопасности. В частности, машина должна стоять на ровной поверхности, чтобы во время подъема и в вывешенном состоянии она не свалилась на землю. Если нет возможности установить автомобиль на ровную поверхность, то нужно обязательно поставить под колеса упоры (противооткатные башмаки, кирпичи или другие громоздкие и тяжелые предметы).

Процедура эксплуатации очень проста. Подкатные домкраты имеют ролики, с помощью которых конструкцию нужно разместить под местом, куда упирается шток.

Помните, что у каждой машины есть несколько специальных мест, предназначенных для использования домкрата. Не располагайте домкрат в других местах, так как вы можете повредить геометрию кузова автомобиля.

Большинство домкратов имеют приводную ручку (а некоторые педаль), которую необходимо передвигать вверх и вниз, чтобы привести в движение рабочий механизм. Соответственно, корпус машины начинает подниматься. Чтобы опустить машину, в конструкции домкрата предусмотрен специальный рычаг или кнопка (в зависимости от конкретной модели). При этом рабочая жидкость возвращается через открытый запорный клапан в рабочую полость. Это приведет к тому, что шток вернется в исходное положение и машина опустится.

Не поднимайте с помощью домкрата машины, чья масса больше той, на которую он рассчитан. Это может привести, во-первых, к его выходу из строя (деформации штока, разрыву уплотнительных колец), а во-вторых, к угрозе того, что домкрат не выдержит нагрузки и машина может упасть.

То есть, если подкатной домкрат рассчитан на 3 тонны, то не нужно пытаться поднять с его помощью машину массой 3,5 и более. Хотя обычно у подъемных механизмов есть некоторый запас прочности, но он рассчитан лишь на кратковременное использование. Также если машину в вывешенном состоянии предполагается держать долгое время, то домкрат нужно заменить на постоянную опору.

Преимущества и недостатки домкратов такого типа

Как и всякое техническое устройство, подкатной домкрат имеет как свои преимущества, так и недостатки. Начнем с первых. Так, к их преимуществам относят:

  • Высокий коэффициент полезного действия (КПД). С его помощью с минимальными физическими усилиями можно поднять машину значительной массы.
  • Высокая грузоподъемность. Это стало возможным благодаря использованию горизонтально расположенного цилиндра и съемной рукоятке.
  • Медленный подъем обеспечивает аккуратную работу и безопасность. А запорный клапан обеспечивает фиксацию груза на любой выбранной высоте.
  • Наличие опорной площадки обеспечивает хорошую устойчивость и безопасность.
  • Удобство и простота использования домкрата.
  • Аккуратность и чистота при работе с домкратом. Оператору нет необходимости ложиться на землю или пол гаража для того, чтобы подставить домкрат под машину.

Однако есть у подкатных домкратов и несколько недостатков. К ним относят:

  • Медленную скорость подъема можно отнести к условным недостаткам, особенно при работе с машинами с высоким клиренсом (дорожным просветом).
  • В некоторых случаях при длительной эксплуатации домкрата под нагрузкой давление может стравливаться, и соответственно, машина будет опускаться.
  • При эксплуатации гидравлического подкатного домкрата в условиях значительных морозов жидкость внутри него может замерзнуть.
  • Необходимость выполнения периодического ремонта и профилактических работ. Без них возникает риск его выхода из строя и сокращение срока службы.
  • Обслуживание и ремонт стоит дороже, чем у домкратов других конструкций.
  • Невысокая высота подъема. Подходит лишь для легковых автомобилей и невысоких внедорожников и микроавтобусов.
  • Для работы с подкатным домкратом необходима ровная и жесткая поверхность (например, асфальт, бетон).

Однако баланс преимуществ и недостатков у подкатных домкратов все же смещен в сторону первых. Они очень удобны и надежны, поэтому нашли широкую популярность у автовладельцев не только в нашей стране, но и за рубежом. Далее перейдем к вопросу о том, по каким критериям необходимо выбирать домкрат.

На что обратить внимание при выборе

Выбор того или иного автомобильного подкатного домкрата основывается на нескольких аспектах, среди которых:

Значение максимальной высоты

  • Высота максимального подъема. Особенно это актуально для внедорожников и кроссоверов. Это значение в данном случае должно быть от 450 мм и выше.
  • Минимальная высота. Она обеспечивает возможность “подлезть” под днище машины. Этот параметр необходимо выбирать, основываясь на технических данных вашего автомобиля, в частности, высоты клиренса (дорожного просвета).
  • Скорость подъема. Некоторые модели подкатных домкратов имеют дополнительную педаль, позволяющую увеличивать скорость подъема.
  • Грузоподъемность. Этот параметр зачастую является ключевым. Для большинства легковых машин подойдет домкрат грузоподъемностью до 2 тонн, а вот владельцам внедорожников и кроссоверов лучше купить домкрат, способный поднять груз 3 тонны. В любом случае при выборе той или иной модели поинтересуйтесь в технической документации, сколько весит ваша машина, и покупайте домкрат, способный поднять больший вес (то есть, с некоторым запасом, чтобы механизм не работал в критических условиях).

    Минимальная высота работы

  • Удобство использования. Так, автовладельцу будет удобнее пользоваться домкратом, если на подъемной площадке будет резиновый упор, а на рукоятке будет защита.
  • Тип приводного механизма. Существует два их типа — карданный и зубчатый. Однако самым распространенным и оптимальным является карданный. Рукоятка, используемая в нем, является более износостойкой, надежной, а в случае выхода из строя ее проще ремонтировать.

Полезными будут наличие следующих дополнений:

Защитные колпачки на плунжерах

  • вращающаяся рукоятка для безопасного опускания машины;
  • предохранительный клапан, задача которого состоит в защите механизма от перегрузки;
  • композитное покрытие на приводной рукоятке, которое обеспечивает комфорт при работе;
  • встроенный лоток для хранения мелких деталей;
  • полиуретановое покрытие на металлических роликах домкрата;
  • колпачки на плунжере (или плунжерах, зависит от модели), которые защищают механизм от попадания в него пыли, грязи, коррозии;
  • дополнительные масленки на тяжело нагруженных местах;
  • фиксатор, обеспечивающий безопасность при выполнении работ.

Зубчатая и карданная передачи в домкратах

Также при выборе необходимо обратить внимание на длину рукоятки. Если у вас внедорожник, то лучше купить домкрат подкатной с длинной ручкой. А для легковушки более практична короткая ручка. Удобным вариантом являются модели с составной рукояткой.

Что касается материала, то лучше выбирать домкрат из стали. Алюминиевые модели не выдерживают значительную нагрузку и всегда существует риск их механической поломки, которая может закончиться весьма печально. Что касается производителей, то здесь можно покупать как отечественные, так и зарубежные модели.

Обзор популярных моделей гидравлических подкатных домкратов

Перечислим несколько популярных в нашей стране подкатных домкратов. Как импортных, так и отечественных.

НаименованиеМинимальная высота, ммМаксимальная высота, ммГрузоподъемность, тоннПримечание
Nordberg N32031334653Распространен на отечественных СТО
“Зубр Мастер”1353852,1Отсутствует резиновая пятка
“Матрикс 510335”1304103Имеется защита от перегрузки
Ombra OHT2031925333При покупке идет оригинальный ремкомплект
Airline AJ-3F-390P1353903Масса — 13 кг
“Стелс”1003502Масса — 12 кг
“Сорокин 3.520”1253002Масса — 6,5 кг
Biloxxi GTJ20041303362Хорошее отношение цены и качества
Forsage TH22501CB1403872,5Имеется три фиксированных уровня на высоте 222, 285, 340 мм
“Ермак”1353852Очень популярный домкрат среди автолюбителей


Выбор необходимо делать, основываясь на его технических характеристиках. Не следует покупать слишком дешевый домкрат, однако не стоит и переплачивать. Лучше купить механизм из средней ценовой категории. Однако в случае, если он вам нужен для профессиональной работы (например, на СТО), то лучше покупать профессиональный подкатной домкрат, цена которого будет несколько выше, чем у обычных гаражных аналогов.

Ремонт подкатного домкрата

Перед тем как перейти непосредственно к вопросам ремонта необходимо определиться с возможными неисправностями и причинами, которые могут привести к ним. Итак, к неисправностям относится:

  • полный выход из строя устройства, который заключается в том, что невозможно поднять или опустить рабочий шток;
  • некорректная работа (чаще всего, подклинивание) при подъеме;
  • самопроизвольное опускание домкрата под нагрузкой;
  • полная или частичная утечка рабочей жидкости (масла).
Ремкомплект домкрата

Ремкомплект подкатного домкрата

Ремонт подкатного домкрата можно выполнить своими руками. Однако для этого необходимо купить ремкомплект или отдельные запасные части в зависимости от того, что сломалось. Чаще всего выходят из строя различные прокладки, из-за чего масло начинает просачиваться наружу. Для ремонта нужен соответствующий ремонтный комплект.

В любом случае необходимо выполнить разборку устройства и слить из него масло. Делать это нужно аккуратно, а масло сливать в предварительно приготовленную емкость. Для повторного использования оно вряд ли будет пригодно. Лучше заменить его на новое. Марку масла вы найдете в инструкции по эксплуатации к домкрату. Однако в большинстве случаев подходит стандартное моторное (например, марки 5W-40) или гидравлическое масло. Оно не разъедает резину, не вредит поверхности поршня, обладает средней консистенцией и безвредно для человека.

Существуют специальные ремонтные комплекты (ремкомплекты подкатного домкрата) для каждой отдельной модели подкатного домкрата. В них уже входят все нужные резиновые прокладки и различные расходные запчасти (в зависимости от конкретной модели). Поэтому вам нужно лишь найти их в интернете, сервисных центрах или магазинах. При этом старайтесь не покупать слишком дешевую и дорогую продукцию. Лучше купить товар из средней ценовой категории.

Большинство гидравлических подкатных домкратов нужно периодически прокачивать. В противном случае возникает риск завоздушивания системы и утечки масла. Как это сделать читайте далее.

После этого нужно извлечь поршни и проверить их поверхность на наличие коррозии. В случае выявления ржавчины или загрязнений от них нужно избавиться самым тщательным образом. Вместе с грязью и ржавчиной избавляются и от старого масла. Можно использовать для этого специальные чистящие жидкости — растворители, уайт-спирит, бензин, солярку и другие.

Ремонт подкатного домкрата

Обязательно проверьте форму штока. В случае, если он деформирован, то скорее всего, не подлежит восстановлению. В этом случае вам нужно либо покупать новый шток (что может быть проблемой, поскольку такие основные части редко имеются в продаже), либо приобретать новый домкрат. Поэтому не стоит доводить до ситуации, когда шток искривляется. Обычно это происходит по причине значительного превышения допустимой массы машины, которую поднимали с помощью домкрата.

Также частой причиной выхода из строя подкатного домкрата является засорение его внутренних рабочих клапанов. Они входят в состав системы по движению рабочего штока механизма (его выдвижение и втягивание). В случае полного или частичного выхода из строя этого элемента нужно провести его ремонт или замену. Как правило, их достаточно почистить. Однако все зависит от ситуации.

В случае замены масла в подкатном домкрате (а это нужно проводить при капитальном ремонте) обязательной процедурой является прокачка его системы. В связи с тем, что конструкция разных домкратов отличается, нельзя дать универсального ответа на вопрос о том, как прокачать подкатной домкрат. В общих же чертах алгоритм работы будет следующим.

Для начала нужно открутить пробку с горловины для заливки масла (или для его слива, зависит от конструкции домкрата). Потом полностью слить старое масло (для этого нужно изначально подготовить тару, в которую предполагается сливать жидкость). После этого залить в систему очищающую жидкость для того, чтобы убрать остатки старого масла и грязь, которая вероятно находится внутри (пользуйтесь безопасными для резиновых прокладок составами). Дальнейшие работы выполняются в такой последовательности:

  1. Залить некоторое количество жидкости в систему.
  2. Подвигать рычагом с тем, чтобы жидкость распространилась по системе.
  3. Долить еще и повторить процедуру.
  4. Повторять доливку до тех пор, пока шток не достигнет крайнего верхнего положения.
  5. Открыть запорный клапан, чтобы дать возможность штоку вернуться в исходное нижнее положение.
  6. В процессе его движения очищающая жидкость через сливное отверстие будет выдавливаться из системы.
  7. Если жидкость очень грязная, то стоит повторить процедуру повторно несколько раз до тех пор, пока она не станет более-менее чистой.

После того как система будет очищена, можно приступать к заливке нового масла. Процедура будет аналогична той, которая выполнялась с очищающей жидкостью.

  1. Оставить открытым сливное отверстие.
  2. В отверстие для заливки масла залить некоторое его количество.
  3. Подвигать рычагом с тем, чтобы шток начал двигаться вверх.
  4. Доливать и двигать рычагом до тех пор, шток не достигнет верхнего предела.
  5. После этого открыть запорный клапан, чтобы дать возможность штоку вернуться в исходное положение.
  6. При этом лишнее масло будет выдавлено из системы.
  7. Закрыть все крышки и вытереть остатки масла с корпуса домкрата.

Всегда следите за уровнем масла в системе. Со временем резиновые уплотнители теряют свои свойства и могут пропускать масло наружу. Вместо него в систему попадает воздух, и она завоздушивается. Это может стать причиной того, что шток не будет достигать своего верхнего положения, поскольку воздух способен сжиматься в отличии от жидкости. Если вы наблюдаете такую ситуацию, то долейте или поменяйте масло в домкрате, а также замените резиновые уплотнители, которые вы найдете в ремкомплекте.

Как сделать подкатной домкрат своими руками

Некоторые народные умельцы и автолюбители делают подкатной домкрат своими руками. Как ни странно, для этого не нужно иметь сложного оборудования. Как правило, основой подкатного является обычный бутылочный домкрат, который работает по аналогичной схеме — на гидравлическом приводе. Схему одного из таких самодельных устройств мы предлагаем вам ниже.

Подкатной домкрат своими руками

Самодельный домкрат подойдет для эксплуатации в гаражных условиях и для подъема легковой машины (точная грузоподъемность зависит от используемого бутылочного домкрата и его расположения в сварной конструкции).

Техника безопасности

Любой домкрат — это не только вспомогательный инструмент при ремонте автомобиля, но и потенциальный источник угроз как для машины, так и окружающих ее людей.

Запомните, что домкрат — это инструмент подъема, а не удержания автомобиля. Поэтому при выполнении продолжительных ремонтов машину нужно установить на какие-нибудь подпорки, а домкрат убрать.

Фиксаторы автомобиля на высоте

Если вам необходимо подлезть под днище машины, обязательно ставьте под колеса противооткатные упоры, кирпичи или другие предметы с тем, чтобы надежно обездвижить колеса. Если вы не уверены в исправности домкрата или из него в процессе подъема машины вытекает даже незначительное количество масла, то на таком устройстве нельзя надолго оставлять машину на весу. Обязательно замените домкрат на надежную опору, а домкрат извлеките.

Итоги

Подкатной гидравлический домкрат — очень удобный инструмент, используемый как на СТО, так и частными автовладельцами. Выбор той или иной модели должен основываться на ее технических характеристиках, авторитете производителя и отзывах реальных владельцев этих устройств. В первую очередь обращайте внимание на грузоподъемность. Особенно это актуально для СТО, а также владельцев крупных машин — внедорожников, кроссоверов и микроавтобусов. Также обращайте внимание на минимальную и максимальную высоту, с которой может работать домкрат. Для этого посмотрите в технической документации значение дорожного просвета вашей машины.

Что касается цены, то не стоит покупать очень дешевые домкраты, однако не стоит и переплачивать. Лучше остановиться на устройстве из среднего ценового сегмента. Для большинства рядовых автовладельцев его будет достаточно. Если же вам нужен домкрат для СТО, то лучше присмотреться к более дорогим профессиональным устройствам.

Инструкция полезна? Да Нет
395
Смотрите также
Новости партнеров
Загрузка комментариев