Какой воздушный фильтр для двигателя лучше

Какой воздушный фильтр лучше? Этим вопросом задаются многие автолюбители, вне зависимости обладателями каких марок машин они являются. При выборе фильтра необходимо учитывать два основных фактора — его геометрические размеры (то есть, чтобы он плотно сидел на своем посадочном месте), а также марку. От того, какой фирмы воздушный фильтр выбрал автовладелец, зависят и его характеристики. В частности, основными из них являются сопротивление чистого фильтра (измеряется в кПа), коэффициент пропуска пыли и продолжительность работы до критического значения.

Для облегчения выбора редакцией нашего ресурса был составлен некоммерческий рейтинг популярных фирм фильтров. В обзоре указаны их технические характеристики, а также особенностей использования и результаты некоторых тестов. Но, чтобы дойти до этапа выбора фирмы воздушного фильтра, для начала важно разобраться с их особенностями и критериями по которым лучше осуществлять подбор.

Функции воздушного фильтра

Двигатель внутреннего сгорания потребляет приблизительно в 15 раз больший объем воздуха, чем топлива. Воздух мотору нужен для образования нормальной топливовоздушной смеси. Прямая функция фильтра — отсеивать пыль и прочие мелкие частички мусора, находящиеся в воздушной массе. Содержание которых обычно составляет от 0,2 до 50 мг/м³ его объема. Таким образом, при пробеге 15 тысяч километров в двигатель попадает около 20 тысяч кубометров воздуха. А количество пыли в нем может быть от 4 грамм до 1 килограмма. Для дизельных двигателей с большим рабочим объемом этот показатель будет еще выше. Диаметр частичек пыли составляет от 0,01 до 2000 мкм. Однако около 75% из них имеют диаметр 5…100 мкм. Соответственно, фильтр должен быть в состоянии уловить такие элементы.

Чем грозит недостаточная фильтрация

Для того чтобы понять, зачем нужно ставить хороший воздушный фильтр, имеет смысл описать неприятности, к которым может привести неправильный выбор и/или использование забитого фильтра. Так, при недостаточной фильтрации воздушной массы большое количество воздуха попадает в двигатель, в том числе в моторное масло. Зачастую при этом частички пыли с маслом попадают в такие критичные для двигателя места, как зазор между стенками цилиндров и поршнями, в канавки поршневых колец, а также в подшипники коленчатого вала. Частички с маслом являются абразивом, которые значительно изнашивают поверхности перечисленных узлов, приводя к снижению их общего ресурса.

Однако кроме значительного износа деталей двигателя пыль также оседает на датчике массового расхода воздуха, что приводит к его некорректной работе. В частности, в результате этого на электронный блок управления подается неправдивая информация, что приводит к образованию топливовоздушной смеси с неоптимальными параметрами. А это, в свою очередь, приводит к перерасходу топлива, потере мощности двигателя и чрезмерному выбросу вредных веществ в атмосферу.

Таким образом, выполнять замену воздушного фильтра необходимо по регламенту. А если автомобиль регулярно используется для езды по пыльным дорогам, то имеет смысл периодически проверять состояние фильтра.

Некоторые автолюбители вместо замены фильтра выполняют его вытряхивание. На самом деле эффективность этой процедуры крайне низка для бумажных фильтров и полностью нулевая для нетканных.

На что обращать внимание при выборе

Современные автомобильные воздушные фильтры способны очистить до 99,8% пыли у легковых машин и до 99,95% — у грузовых. Они способны работать в любых погодных условиях, и при этом не допускается изменение складчатой структуры фильтра (формы гофры) при попадании воды в фильтр (например, при езде автомобиля в дождливую погоду). Кроме этого, фильтр не должен изменять своих эксплуатационных характеристик при попадании в него моторного масла, паров топлива и картерных газов, которые попадают в него из воздуха или вследствие смешивания при выключенном двигателе. Также необходимым требованием является его высокая температурная устойчивость, в частности он должен выдерживать температуру до +90°С.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какой лучше поставить воздушный фильтр, необходимо знать о таких понятиях как удельная поглощающая способность (или обратное значение под названием коэффициент пропуска пыли), сопротивление чистого фильтра, продолжительность работы до критического состояния, высота корпуса. Разберем их по порядку:

  1. Сопротивление чистого фильтра. Данный показатель измеряется в кПа, и критическим значением является 2,5 кПа (оно взято из документа РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования», в которых прописаны требования к фильтрам автомобилей ВАЗ). Большинство современных (даже самых дешевых) фильтров вписываются в допустимые пределы.
  2. Коэффициент пропуска пыли (или удельная поглощающая способность). Это относительная величина и измеряется она в процентах. Ее критическая граница составляет 1% (или для поглощающей способности — 99%). Указывает на объемное количество улавливаемой фильтром пыли и грязи.
  3. Продолжительность работы. Обозначает время, по истечении которого характеристики воздушного фильтра снижаются до критических значений (фильтр забивается). Критическим является разрежение во впускном коллекторе, равное 4,9 кПа.
  4. Размеры. В данном контексте наиболее важное значение — это высота фильтра, поскольку она позволяет плотно установить фильтр на его посадочное место, не давая пыли проходить мимо фильтрующего элемента. Например, для воздушных фильтров популярных отечественных автомобилей ВАЗ упомянутое значение должно находиться в границах от 60 до 65 мм. У других автомобильных марок аналогичную информацию нужно искать в мануале.

Типы воздушных фильтров

Все автомобильные воздушные фильтры отличаются по форме, типам фильтрующих материалов, геометрическим размерам. Все это нужно учитывать при выборе. Разберем эти факторы отдельно друг от друга.

Материалы

Чаще всего в качестве фильтрующих материалов для воздушных фильтров используют:

  • Структуры из волокон естественного происхождения (бумага). Недостатком бумажных фильтров является тот факт, что фильтруемые частицы у них задерживаются, в основном, лишь на фильтрующей поверхности. Это снижает удельную поглощающую способность и снижает время эксплуатации фильтра (его приходится часто менять).
  • Структуры из волокон искусственного происхождения (полиэстер). Другое его название — нетканный материал. В отличие от бумажных фильтров такие элементы задерживают фильтруемые частицы по всей своей толщине (объеме). Благодаря этому фильтры из нетканных материалов превосходят по эксплуатационным характеристикам их бумажные аналоги в несколько раз (зависит от конкретных производителей, формы и моделей).
  • Многослойные композитные материалы. Они обладают лучшими характеристиками, чем бумажные фильтры, однако уступают по этому показателю фильтрам из нетканных материалов.

Характеристики материалов:

Фильтрующий материалУдельная поглощающая способность, г/мгМасса единицы поверхности, г/м²
Бумага190…220100…120
Многослойные композитные материалы230…250100…120
Нетканный материал900…1100230…250

Эффективность работы новых фильтров, созданных на основе разных материалов:

Фильтрующий материалЛегковой автомобиль с бензиновым двигателем, %Легковой автомобиль с дизельным двигателем, %Грузовой автомобиль с дизельным двигателем, %
Бумагаболее 99,5более 99,8более 99,9
Многослойный композитный материалболее 99,5более 99,8более 99,9
Нетканный материалболее 99,8более 99,8более 99,9

Дополнительным преимуществом фильтров из нетканных материалов является то, что, будучи намоченными (например, при езде автомобиля в дождливую погоду), они обеспечивают значительно меньшее сопротивление проходящему через них воздуху. Поэтому, исходя из перечисленных характеристик, можно утверждать, что фильтры из нетканных материалов являются лучшим решением для любого автомобиля. Из недостатков у них можно отметить лишь более высокую цену по сравнению с бумажными аналогами.

Форма

Следующий критерий, по которым отличаются воздушные фильтры, — это форма их корпуса. Так, они бывают:

  • Круглые (другое название — кольцевые). Это фильтры старого образца, устанавливаемые на бензиновые карбюраторные двигатели. Они обладают следующими недостатками: низкая эффективность фильтрации из-за малой площади фильтрации, а также много места под капотом. Наличие большого корпуса у них обусловлено наличием каркаса из алюминиевой сетки, так как фильтры испытывают сильное внешнее давление.
  • Панельные (делятся на каркасные и бескаркасные). В настоящее время они являются самым распространенным типом воздушных автомобильных фильтров. Их повсеместно устанавливают в бензиновые инжекторные и дизельные двигатели. Они сочетают в себе следующие преимущества: прочность, компактность, большая фильтрующая площадь, простота эксплуатации. В некоторых моделях конструкция корпуса подразумевает использование металлической или пластиковой сетки, предназначенной для уменьшения вибрации и/или деформации фильтрующего элемента или дополнительного шара поролона, который повышает эффективность фильтрации.
  • Цилиндрические. Такие воздушные фильтры устанавливают на грузовой коммерческий транспорт, а также на некоторые модели легковых автомобилей, оснащенных дизельными двигателями.

В этом контексте нужно выбирать тот тип корпуса воздушного фильтра, который предусмотрен двигателем конкретного автомобиля.

Количество степеней фильтрации

Воздушные фильтры делятся по количеству степеней фильтрации. В частности:

  • Одна. В самом распространенном случае в качестве фильтрующего элемента используется один слой бумаги, на который и приходится вся нагрузка. Такие фильтры являются самыми простыми, однако, и самыми.
  • Две. Данная конструкция фильтра подразумевает использование так называемого предочистителя — синтетического материала, который расположен перед фильтрующей бумагой. Его задача состоит в задерживании крупных частиц грязи. Обычно такие фильтры устанавливают на автомобили, эксплуатируемые в сложных условиях бездорожья или запыления.
  • Три. В таких фильтрах перед фильтрующими элементами воздух проходит очистку с помощью циклонного вращения. Однако такие сложные системы практически не используются на обычных легковушках, предназначенных для езды по городу или за его пределами.

«Нулевые» фильтры

Иногда в продаже можно встретить так называемые «нулевики» или фильтры с нулевым сопротивлением входящему воздуху. Зачастую их используют на спортивных автомобилях для обеспечения прохождения максимального количества воздуха в мощный двигатель. Это обеспечивает увеличение его мощности на 3…5 лошадиных сил. Для спорта это может быть и существенно, однако для обычного автомобиля практически не ощутимо.

На самом деле степень фильтрации таких элементов достаточно низкая. Но если для спортивных двигателей это не так страшно (поскольку зачастую после каждой гонки они подвергаются обслуживанию и/или ремонту), то для двигателей стандартных легковых автомобилей это является критичным фактом. В основе нулевых фильтров лежит специальная многослойная ткань, пропитанная маслом. Другой вариант — пористый полиуретан. Нулевые фильтры нуждаются в дополнительном обслуживании. В частности, их фильтрующую поверхность необходимо пропитывать специальной жидкостью. Это и выполняется для спортивных машин перед гонкой.

Таким образом, нулевые фильтры можно использовать лишь для спортивных машин. Рядовым автовладельцам, которые ездят по запыленным дорогам они будут малоинтересны, однако по незнанию, в качестве элемента тюнинга ставят их. Тем самым вредят двигателю

Рейтинг производителей воздушных фильтров

Для того чтобы ответить на вопрос, какой воздушный фильтр лучше поставить на свой автомобиль, далее приведен нерекламный рейтинг воздушных фильтров. Он составлен исключительно на отзывах и тестах, найденных в интернете, а также личного опыта.

Mann-Filter

Воздушные фильтры торговой марки Mann-Filter производятся на территории Германии. Они являются очень качественными и распространенными изделиями среди владельцев иномарок. Отличительная черта корпусов таких фильтров — большее сечение фильтрующего слоя по сравнению с оригиналом. При этом зачастую он имеет закругленные края. Однако это никак с отрицательной стороны не влияет на качество выполняемой фильтром работы. Тесты показали, что фильтрующий элемент выполнен качественно, а проклейка плотная, не имеет зазоров. В результате выполненных тестов было выяснено, что новый фильтр пропускает 0,93% проходящей через него пыли.

Фильтра этой фирмы очень часто автопроизводители ставят с завода, так что купив воздушный фильтр Mann, считайте что вы ставите выбираете оригинал, а не аналог. Из недостатков автомобильного фильтра «Манн» можно отметить лишь завышенную по сравнению с конкурентами цену. Однако это вполне компенсируется его хорошей работой. Так, цена указанных фильтров стартует приблизительно от 500 рублей и выше.

BOSCH

Автомобильные воздушные фильтры BOSCH отличаются высоким качеством. При этом необходимо учитывать, на территории какой страны выполнено изделия. Так, фильтры, выпущенные на территории Российской Федерации, будут обладать худшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с теми, которые были произведены на территории Евросоюза (например, на заводе в Чехии). Поэтому предпочтительнее покупать «зарубежный» BOSCH.

Воздушный фильтр этой торговой марки обладает одними из лучших эксплуатационных характеристик. В частности, самой большой площадью фильтрующей бумаги, количеству гофр, времени эксплуатации. Количество пропущенной пыли — 0,89%. Цена, относительно качества материала, вполне демократичная, начинается от 300 рублей.

Fram

Автомобильные фильтры торговой марки Fram производятся на территории Испании. Изделия отличаются большим количеством фильтрующей бумаги. Например, у модели CA660PL ее суммарная площадь равна 0,35 квадратных метра. Благодаря этому фильтр обладает высокими эксплуатационными характеристиками. В частности, пропускает лишь 0,76% пыли, и обладает значительной длительностью использования его на автомобиле. Неоднократно отмечалось водителями что фильтра этой фирмы служит более 30 тыс. км, чего с лихвой достаточно для срока службы согласно регламенту ТО.

Самые дешевые воздушные фильтры Фрам стоят от 200 рублей.

«Невский фильтр»

Достаточно качественные и дешевые отечественные фильтры, сочетающие в себе оптимальные характеристики. Испытания показали, что фильтр задерживает 99,03% проходящей через него пыли. Что касается временных рамок, то он впритык вписывается в них. Однако учитывая его невысокую стоимость, «Невский фильтр» вполне можно рекомендовать для автомобилей среднего класса, которые используются на дорогах с небольшим количеством пыли (в том числе для езды в условиях мегаполиса). Дополнительным преимуществом завода «Невский фильтр» является широкий ассортимент выпускаемых фильтров. Так, на официальном сайте производителя в каталоге можно найти модели и коды конкретных фильтров для отечественных и зарубежных автомобилей, в том числе легковых, грузовых и специальной техники.

Filtron

Воздушные фильтры Filtron — недорогие и качественные изделия для самых разных автомобилей. В некоторых случаях отмечается, что качество исполнения корпуса оставляет желать лучшего. Это выражается, в частности, в наличии большого количества излишков пластмассы на корпусе, хотя непосредственно края сделаны аккуратно. А именно они играют важную роль в работе фильтра. В корпусе имеются ребра жесткости, то есть, фильтр не будет дребезжать при езде. Непосредственно бумажный фильтр состоит из большого количества бумаги. Сама по себе она темная, что говорит о ее термообработке.

Воздушные фильтры «Филтрон» относятся к среднему ценовому диапазону, и вполне могут быть рекомендованы к использованию на автомобилях бюджетного и среднего ценового классов. Цена воздушного фильтра Filtron начинается от 150 рублей.

Mahle

Автомобильные воздушные фильтры Mahle производятся на территории Германии. Считаются одними из самых качественных, из-за чего пользуются широкой популярностью. На самом деле зачастую отмечается неаккуратное исполнение корпуса фильтра. В частности, встречаются образцы с большим количеством облоя (излишками материала). При этом отсутствуют ребра жесткости на каркасе. Из-за этого при эксплуатации фильтра зачастую возникает неприятный для человеческого слуха гул.

При этом фильтрующая пластина достаточно качественная, сделана из полиамида, а не полипропилена. То есть, штора более дорогая, и хорошо фильтрует пыль. Также она качественно проклеена. Судя по отзывам, найденным в интернете, можно судить о весьма неплохих эксплуатационных характеристиках фильтров данной торговой марки. Единственный недостаток — высокая цена. Так, она начинается от 300 рублей.

BIG Filter

Воздушные фильтры торговой марки Big Filter производятся на территории Российской Федерации, в Санкт-Петербурге. Судя по отзывам и тестам, является одним из наилучших воздушных фильтров для отечественных ВАЗов. В том числе по соотношению цены и качества очистки воздуха. Так, корпус фильтра качественный, уплотнение сделано из качественного полиуретана. При этом в некоторых случаях он отлит неровно, но это допускается производителем. Проклейка качественная, фильтрующая бумага плотная, имеет фенольную пропитку. Из недостатков можно отметить лишь неаккуратная обрезка самой бумаги, что значительно портит впечатление и вызывает у автовладельцев сомнения насчет эффективности.

Реальные тесты показали, что новый фильтр пропускает лишь около 1% проходящей через него пыли. При этом время эксплуатации фильтра весьма высоко. Ассортимент воздушных фильтров «Биг Фильтр» достаточно широк, и цена одного комплекта по состоянию на начало 2019 года начинается от 130 рублей (для карбюраторных двигателей) и выше.

Sakura

Под торговой маркой Sakura продаются качественные, однако, дорогие фильтры. В упаковке фильтр обычно дополнительно заворачивают в целлофан для того, чтобы избежать его повреждения. На пластиковом корпусе нет ребер жесткости. В качестве фильтрующего элемента применена тонкая бумага. Однако ее количество достаточно большое, что обеспечивает хорошие фильтрующие способности. Корпус выполнен аккуратно, с минимальным облоем. Проклейка корпуса также качественная.

В целом, воздушные фильтры «Сакура» являются достаточно качественными, однако устанавливать их лучше на автомобили бизнес-класса, относящихся к среднему ценовому диапазону и выше. Так, цена воздушного фильтра Sakura начинается от 300 рублей.

«Автоагрегат»

Еще одни отечественные и качественные воздушные фильтры. Испытания показали, что он пропускает лишь 0,9% (!) пыли. Среди российских фильтров это один из лучших показателей. Время работы также на высоте. Отмечается, что в фильтр помещено большое количество фильтрующей бумаги. Так, в фильтре, предназначенном для использования в отечественных ВАЗах, имеется аж 209 складок в шторе. Цена фильтра для легкового автомобиля торговой марки «Автоагрегат» составляет от 300 рублей и выше.

На самом деле рынок автомобильных воздушных фильтров в настоящее время достаточно обширен, и на прилавках можно встретить разные торговые марки. Это зависит, в том числе, и от региона страны (от логистики).

Поддельные фильтры

Многие оригинальные автомобильные запчасти подделывают. Воздушные фильтры не являются исключением. Поэтому, чтобы не купить подделку, при выборе того или иного фильтра необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • Цена. Если она значительно ниже, чем на аналогичную продукцию других брендов, то это повод задуматься. Скорее всего, такой фильтр будет низкокачественным и/или поддельным.
  • Качество упаковки. Все современные уважающие себя производители никогда не экономят на качестве упаковки. Это относится как к ее материалу, так и к полиграфии. Рисунки на ее поверхности должны быть качественными, а шрифт — четким. Не допускается наличие грамматических ошибок в надписях (или добавление в словах иностранных букв, например, иероглифов).
  • Наличие рельефных элементов. На многих оригинальных воздушных фильтрах производители наносят объемные надписи. Если они есть — это весомый аргумент в пользу оригинальности товара.
  • Символы на корпусе фильтра. Как и на упаковке, символы на корпусе фильтра должны быть четкими и понятными. Не допускается некачественная печать и наличие грамматических ошибок. Если надпись на фильтрованной бумаге неровная — значит, фильтр поддельный.
  • Качество уплотнителя. Резина по периметру корпуса фильтра должна быть мягкой, плотно прилегать к поверхности, выполнена без потеков и дефектов.
  • Укладка. В оригинальном качественном фильтре бумага всегда качественно уложена. В частности, имеют место идеально ровные складки, одинаковое расстояние между ребрами, отдельные складки имеют одинаковый размер. Если же фильтр очень растянут, бумага уложена неровно, количество складок маленькое — то, скорее всего, перед вами подделка.
  • Герметизация бумаги. На краях бумажных складок всегда наносится специальный герметизирующий клей. Его нанесение выполняется на специальной автоматизированной линией, обеспечивающей высокое качество исполнения. Поэтому, если клей нанесен неровно, имеют место его потеки, а бумага прилегает к корпусу неплотно — от использования такого фильтра лучше отказаться.
  • Масло. На некоторые фильтрующие элементы по всей их площади наносится масляное напыление. Оно должно быть равномерно нанесено, без наплывов и пропусков.
  • Качество бумаги. По этому фактору определить оригинальность фильтра достаточно сложно, поскольку необходимо знать, какой должна быть бумага в идеальном случае. Однако если бумажный фильтрующий элемент имеет откровенно плохое состояние — то лучше от такого фильтра отказаться.
  • Размеры. При покупке имеется смысл вручную измерить геометрические размеры корпуса фильтра. Производитель оригинальной продукции гарантирует соответствие этих показателей заявленным, а «цеховики» — нет.

В отличие от тех же тормозных дисков или колодок, воздушный фильтр не является критически важным элементом автомобиля. Однако при покупке некачественного фильтра всегда существует риск значительного износа двигателя машины и частой замены фильтрующего элемента. Поэтому желательно все же покупать оригинальные запчасти.

Заключение

При выборе того или иного воздушного фильтра в первую очередь необходимо обращать внимание на его форму и геометрические размеры. То есть, чтобы он однозначно подходил для конкретного автомобиля. Желательно покупать не бумажные, а нетканные фильтры. Несмотря на свою дороговизну они служат дольше, а фильтруют воздух качественнее. Что касается конкретных торговых марок, то желательно выбирать известные бренды при условии, что вы покупаете оригинальную запчасть. От дешевых подделок лучше отказаться, так как использование некачественного воздушного фильтра грозит возникновением проблем в эксплуатации двигателя в долгосрочной перспективе. А какими воздушными пользуетесь вы? Напишите об этом в комментариях.

Комментарии
Статья полезная? Да 82 Нет
100k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Загрузка комментариев