Тормозная жидкость в автомобиле – это расходный материал с ограниченным сроком годности и службы. Для нее свойственно впитывать влагу из воздуха. Срок замены тормозной жидкости в среднем составляет 2 года, но может быть короче или длиннее в зависимости от её класса и условий эксплуатации.
Эта статья поможет разобраться, сколько служит тормозная жидкость, каков срок её годности в автомобиле, в открытой и закрытой таре, и при разных условиях хранения.
Зачем нужно контролировать срок годности тормозной жидкости
Ограниченный срок хранения тормозной жидкости обусловлен ее химическим составом. Основой большинства ТЖ (кроме DOT 5) являются гликоли – двухатомные спирты, имеющие высокую температуру кипения, но обладающие высокой гигроскопичностью – способностью впитывать водяные пары из воздуха. При повышении концентрации воды на 1% температура кипения снижается примерно на 20 °C (зависимость нелинейная). Если «сухая» тормозная жидкость DOT 4 закипает при 260 °C, то при повышении концентрации влаги до 3,5% – всего при +155 °C. Как следствие, при нагреве под давлением в тормозных механизмах ТЖ образуются паровые пробки. Газ, в отличие от жидкости, поддается сжатию, поэтому тормозные усилия резко падают.
Из-за того, что расширительный бачок тормозной системы не обладает абсолютной герметичностью, он может пропускать молекулы воды, которые и связываются с ТЖ. Именно поэтому срок эксплуатации тормозной жидкости составляет около 2 лет – за этот период она успевает впитать около 3% воды. Скорость гигроскопичности будет зависеть от класса, и чаще всего используется ДОТ 4.
Чтобы предотвратить преждевременное накопление влаги, производители тормозной жидкости герметично закупоривают ее, используя для этого дополнительную пломбу под пробкой. После вскрытия тары эта пломба разрушается, а срок годности тормозной жидкости сокращается. Если тара закрыта неплотно и хранится в сыром помещении или на улице – процесс насыщения влагой ускоряется, и она может прийти в негодность в течение нескольких недель.
Гигроскопичность и срок годности тормозной жидкости напрямую зависят от ее состава и класса. Ниже в таблице указано, как свойство гигроскопичности зависит от состава.
Вид ТЖ | Из чего состоит | Как сильно впитывает влагу |
---|---|---|
DOT 3 | Полиэтиленгликоль (PEG) или полиалкиленгликоль (PAG) – высокомолекулярные спирты, используемые в качестве основы. Присадки, предотвращающие коррозию и кавитацию (образование пузырей) | Очень быстро накапливает влагу, после 1 года эксплуатации ее содержание часто превышает 3%. |
DOT 4 | PEG, PAG и другие гликоли – в качестве основы. Эфиры борной кислоты – соединения, нейтрализующие влагу. Антикоррозионные и антикавитационные, вязкостные присадки | Борсодержащие эфиры снижают гигроскопичность, связывая попавшую в жидкость воду, но не способны полностью замедлить этот процесс, поэтому за 2 года жидкость может накопить 2–3% влаги. |
DOT 5.1 | Обладает гигроскопичностью, сравнимой с DOT 3, но присадки в комплексе позволяют повысить температуру кипения. | |
DOT 5 | Силиконы – кремнийорганические соединения, используемые в качестве основы. Антикоррозионные, антикавитационные, вязкостные и прочие присадки | Почти не склонна к накоплению влаги из-за гидрофобных свойств силиконов. |
Даже упакованная на заводе ТЖ имеет ограниченный срок хранения из-за невозможности обеспечить полную герметичность и стабильность состава в таре. Дата изготовления и срок годности тормозной жидкости указаны на её упаковке. Подробнее о том, сколько хранится ТЖ, в зависимости от условий и производителя, расскажем ниже.
Сколько хранится тормозная жидкость
Срок хранения тормозной жидкости в закрытой таре обозначают с помощью различных видов маркировки:
- печать на этикетке;
- лазерная гравировка или печать непосредственно на таре или крышке;
Срок хранения тормозной жидкости после распечатки и вскрытия емкости в первую очередь зависит от качества тары, герметичности крышки и условий хранения.
Ресурс залитой жидкости в гидропривод сцепления или тормозную систему транспортного средства – больше зависит от условий ее эксплуатации.
Срок годности тормозной жидкости в закрытом виде и в системе автомобиля смотрите в таблице.
Производитель | Сколько годности | Средний срок эксплуатации |
---|---|---|
TRW | 3 года | DOT 3 – 1 год. DOT 4 и 5.1 – 2 года. |
Castrol | DOT 4 – 2 года. Castrol React SRF Racing – 1,5 года. | |
Ferodo | 2 года. | |
Motul | 2 года | |
Рос ДОТ | 5 лет | |
Bosch | В пластиковой таре 30 месяцев В жестяной таре 60 месяцев | ENV4 – 2 года. ENV6 – 3 года. |
ATE | 5 лет (в металлической таре) | DOT 3 и DOT 4 ATE SL – 1 год. DOT 4 SL6 – 2 года. DOT 4 TYP 200 и Super Blue Racing – 3 года. |
Brembo | 2 года в пластиковой таре5 лет в жестяной таре | 2–3 года. |
В условиях, близких к идеальным, ТЖ может сохранять свойства дольше, а при наличии проблем в системе, таких как негерметичность расширительного бачка, главного или тормозного цилиндра либо соединений, а также при эксплуатации во влажном тропическом климате, менять тормозную жидкость стоит чаще.
Если срок годности тормозной жидкости в упаковке, указанный на этикетке, истек, использовать ее нельзя! Даже в герметичной таре могут произойти разрушение присадок, расслоение ТЖ на компоненты и другие негативные процессы, которые ухудшают рабочие свойства продукта.
Так как срок годности тормозной жидкости после вскрытия существенно сокращается, важно хранить ее в герметично закупоренной таре. Если ТЖ поменяла цвет, стала мутной, либо хранилась в неплотно закрытой емкости, использовать ее для доливки нельзя.
Как проверить годность тормозной жидкости
Существует несколько способов проверить годность тормозной жидкости, однако все они имеют не очень высокую точность.
Способы проверки тормозной жидкости:
- Визуально по цвету. Чистая ТЖ классов DOT 3, 4 и 5.1 имеет желтый, красноватый, янтарный оттенок, DOT 5 – красный, розовый, пурпурный. Стоит менять тормозную жидкость, если она поменяла цвет на темный, заметно помутнела, так как это свидетельствует о наличии продуктов коррозии, разрушению присадок и других негативных процессах.
- По температуре кипения. Жидкость отбирается в тару и нагревается до температуры свыше +150 °C, которая измеряется мультиметром с термопарой. Нормальная ТЖ кипит при нагреве свыше +200 °C, если показатель ниже – присутствует влага. Закипание при +150 °C или ниже – однозначно указывает на необходимость замены.
Сравнение по цвету новой тормозной жидкости слева и отработанной справа
- По электропроводимости. Свежая ТЖ почти не проводит ток, а с повышением процента влажности проводимость тоже повышается. Для теста требуется мультиметр, включенный в режиме замера постоянного напряжения на диапазон до 20 В. Один щуп соединяется с «плюсом» АКБ, а второй опускается в расширительный бачок. Оптимальным являются показания до 8 В. Напряжение более 10–11В явно свидетельствуют о высокой влажности и непригодности ТЖ. Однако из-за внутреннего сопротивления самого прибора показания могут быть не очень точными. Кроме того, они зависят от тормозной жидкости, так как изначальная проводимость у продуктов разных производителей отличается.
- По сопротивлению. Необходим мультиметр, включенный в режим измерения сопротивления на диапазон до 20 МОм (обычно максимальный диапазон). Его щупы погружаются в ТЖ на расстоянии около 1 см друг от друга, и производится замер. У чистой ТЖ сопротивление составляет порядка 3 МОм, у увлажненной – 2 МОм. Если показания ниже – процент влаги повышенный. Однако определить его точно невозможно, поскольку первоначальное сопротивление у разных ТЖ будет отличаться. В идеале иметь под рукой эталон в виде чистой жидкости или измерять, перед тем как залить (записать) и потом на ТО проверять.
- По плотности. Для измерений нужен ареометр, рассчитанный на диапазон примерно 900–1100 г/л. Нормальная плотность гликолевой тормозной жидкости составляет около 1030–1070 г/л, она падает по мере накопления влаги. Если прибор показывает меньше 1030 г/л, то процент влажности превышает норму. Как и два предыдущих метода, способ не очень точен, если неизвестны первоначальные показатели в норме. Если известно, какая именно ТЖ проверяется, то найти показатели ее плотности в норме можно на сайте производителя.
- Специальным тестером. Существуют специальные приборы, измеряющие влажность тормозной жидкости на основе проводимости. Его принцип состоит в том чтобы замерить сопротивление жидкости. Чем больше воды, тем меньше сопротивление. Профессиональный измеритель с поддержкой калибровок и разных режимов стоит несколько тысяч рублей. Любительский можно купить примерно за 300–700 р, но его показания будут корректными только для популярных ТЖ класса DOT 4.
Проверка мультиметром тормозной жидкости по сопротивлению
Тестер тормозной жидкости
Как правильно хранить ТЖ
Пригодна ли тормозная жидкость после ТО для доливки в систему – зависит от того, в каких условиях она содержалась. Поэтому, если не удалось использовать всю ТЖ из флакона во время обслуживания тормозной системы и хочется ее сохранить, важно строго соблюдать правила хранения:
- Хранить жидкость в оригинальной таре. Не нужно переливать ТЖ в другую емкость, так как в процессе перелива она может набрать воды из воздуха.
- Герметично закрывать флакон. Перед закупоркой желательно выгнать побольше воздуха из тары, сжав ее. Если есть сомнения в герметичности бутылки, можно обмотать ее горлышко сантехнической ФУМ-лентой.
- Хранить ТЖ в сухом помещении. Сколько можно хранить открытую тормозную жидкость – зависит от относительной влажности воздуха. Она должна составлять не более 70–75%. Жидкость для доливки лучше хранить в багажнике, поскольку там обычно влажность ниже.
- Избегать нагрева и прямых солнечных лучей. Перепады температур и ультрафиолет могут непредсказуемым образом повлиять на свойства ТЖ, например, вызывать деградацию присадок.
- Плотно закрывать расширительный бачок. Чтобы предотвратить накопление влаги уже залитой ТЖ, нужно контролировать герметичность бачка и следить за его перепускным клапаном.
- Следить за тормозным контуром. При «запотевании» трубок, шлангов, штуцеров нужно произвести обслуживание и ремонт тормозной системы. Даже если тормоза работают хорошо, через микроскопические щели влага из воздуха будет попадать в ТЖ, снижая срок ее эксплуатации.
Следы разгерметизации тормозной системы в районе суппорта
Точно сказать, сколько хранится тормозная жидкость во вскрытой банке невозможно. Поэтому, даже при соблюдении всех предосторожностей, использовать начатую тару спустя более 6–12 месяцев хранения не рекомендуется. Для перестраховки желательно провести тест, и только если проблем не выявлено – можно доливать такую ТЖ либо использовать для замены.
Часто задаваемые вопросы
-
Сколько хранится закрытая тормозная жидкость?
Средний срок годности тормозной жидкости в закрытой таре составляет около 2–3 лет для DOT 3, 4, 5.1 и около 3–5 лет – DOT 5.
-
Какой срок годности тормозной жидкости после вскрытия?
Как долго можно хранить открытую тормозную жидкость – зависит от ее класса и герметичности упаковки. Обычно ТЖ DOT-3 и DOT 5.1 при герметично закрытой пробке сохраняет допустимую влажность около 3–6 месяцев, DOT 4 – до года, а для DOT 5 сравним со сроком хранения в невскрытой таре.
-
Стоит менять тормозную жидкость, если она поменяла цвет?
Если тормозная жидкость поменяла цвет, это свидетельствует о попадании в нее посторонних веществ и продуктов коррозии, разложении присадок. Поэтому такую жидкость нужно как можно быстрее заменить на новую.
-
Можно ли использовать просроченную тормозную жидкость?
Просроченная тормозная жидкость, долго хранившаяся на складе, может потерять рабочие свойства из-за деградации присадок или расслоения на фракции, поэтому использовать ее нельзя.