Тормозная жидкость ДОТ 4

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов, в первую очередь, зависит именно от состояния жидкости в тормозной системе, а не только от тормозных колодок. В процессе эксплуатации ее свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который ее произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Технические характеристики ДОТ 4

Основной состав всех тормозных жидкостей, кроме DOT 5 (применяется силикон), полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Главные физико-химические характеристики, у DOT 4 и других, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.
Температура кипения тормозной жидкости

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

Зависимость вязкости тормозной жидкости DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 в зависимости от температуры

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры


Основными нормами в характеристиках тормозной жидкости ДОТ-4 для производителей являются стандарты ISO (DIN) 4925, требования SAE J-1703, FMVSS и PN-C-40005.

Плотность при температуре окружающей среды в +20°C и атмосферном давлении 765 мм ртутного столба по нормам составляет 1,03 — 1,07 г/см³.

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5 pH. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Классификация DOT 4

Некоторые производители, в соответствии стандарту, могут незначительно изменять показатели характеристики тормозной жидкости ДОТ-4 в определенных пределах. А так как даже незначительные отличия в плотности или вязкости будут влиять на рабочие показатели, то возникла определенная ее классификация.

  • DOT 4 class 6;
  • DOT 4 ESP;
  • DOT 4 Super;
  • DOT 4 HP;
  • DOT 4,5;
  • DOT 4+.

Тормозная жидкость ДОТ 4 класс 6, в отличие от базового состава, имеет улучшенные низкотемпературные характеристики — кинематическую вязкость при -40°C в районе 700 мм²/с (по сравнению с базовыми 1800 мм²/с).

ДОТ 4 ESP предназначена для современных автомобилей. Но не стоит думать, что это совершенно другая продукция, у DOT 4 ESP отличие от DOT 4 только одно — его рекомендуют заливать в машину с системой ESP.

DOT 4 Super разработана для транспортных средств, на которых не установлены системы ABS и ESP. Она лучше обычного состава противостоит образованию пузырьков пара.

DOT 4 HP применяется на машинах с системами ASR, ABS и ESP. У нее вязкость ниже, следовательно в системах электронной регулировки давление может изменяться быстрее.

Также в классификации часто встречается продукция отечественного производства с маркировкой DOT 4,5 и DOT 4+. Правда такие жидкости не имеют отношения к общепринятой американской системе.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостях ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

классификационные показатели тормозной жидкости

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе лежат соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что непозволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что ДОТ 3 стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью ее не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка).

DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость — самую низкую, но есть одно большое НО — она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют ее успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток. Этот минус и определяет чем отличается ДОТ 4 от ДОТ 5 — вторая, не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

В таблице ниже указаны данные, которые показывают чем отличается DOT 3 от DOT 4, а также разница с DOT 5.

Класс жидкости Температура кипения (сухая), °C Вязкость (при -40°C, мм²/с Плотность (при +20°C), г/см³ Ph
DOT 3 243 1270 1,031 8,81
DOT 4 250 750-1800 1,03-1,07 8,2
DOT 5 260 900 0,96 7-11,5


Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка DOT

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

На картинке ниже показаны варианты цветов разных классов.

Оттенки тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5,1

Как мы видим больше всего оттенков может быть у составов DOT 4. По цвету отличие DOT 3 от DOT 4 практически незаметное, поскольку они все характеризуются оттенками желтого. А вот уже DOT 5 имеет более выраженный красный цвет (оттенки могут быть разными в зависимости от производителя). DOT 5.1 у большинства брендов представлена практически прозрачной (слегка с желтым оттенком).

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующим образом – критических противопоказаний нет! Допустимо смешивать группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры. То есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Поэтому вопрос скорее заключается не столько в том, совместимы ли дот 3 и дот 4, сколько в том – какие будут последствия смешивания. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 с гликолевыми, или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, когда возникнет потребность в смешивании – внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно.

Если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS, то ответ – однозначно нельзя!

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Такой категорический запрет по совместимости тормозных жидкостей связан с тем, что в них имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», может нарушиться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод что:

  • в ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 нельзя долить DOT 3 или 4.
Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой не соответствует требованиям и стандартам к ТЖ. Если переходите с одного класса жидкости на другой – хорошо промойте тормозную систему новой тж! Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти невозможно. Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется ее менять.

Жидкость тормозная ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях ее могут менять и чаще.

Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Стоит помнить, что за 1 год жидкость способна вобрать в себя около 3% влаги, а если показатель обводненности превысит 8% – то это приведет в снижению температуры кипения. Поэтому раз в 12 месяцев рекомендуют выполнять обязательную проверку. И ориентируйтесь на срок годности, указанный на обратной стороне фляги. Там может указываться сколько лет от даты изготовления можно использовать продукцию, или точно год и месяц когда истекает срок.

Варианты указания срока годности на фляге

Определить сроки замены составов можно при помощи специального тестера, устанавливающего плотность тормозной жидкости ДОТ 4 и других классов. Он измеряет процент воды, накопленной в жидкости.

Фактором, определяющим когда менять тормозную жидкость, является показатель влажности.
Состояние тормозной жидкости по цвету

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

Также непригодность легко установить визуально, когда состав со временем заметно темнеет и в нем образуется осадок.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется ее состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающими свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский "Castrol 157D5A" 1 л – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская "Hi-Gear HG7044" – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже. Выпускается в таре по 473 мл.

Liqui Moly DOT 4 (1 л, артикул 8834) можно поставить на третью позицию. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозийным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На четвертой позиции может с уверенностью оказаться "Mobil Brake Fluid DOT 4" (1 л — артикул 150904R). Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4 (910 г), РосДот 4 Life Safety (910 г), Аляска DОТ-4 (1 л). Для сравнения приведем таблицу основных характеристик каждого варианта.

Место в рейтинге Наименование Температура кипения “сухой” т/ж, °C Вязкость (при -40°C), мм²/с Цена, руб.
1 Castrol DOT 4 250 1200 760
2 Hi-Gear HG7044 270 1193 240
3 Liqui Moly DOT 4 230 <1800 700
4 Mobil Brake Fluid DOT 4 265 1300 640
5 Sintec Super DOT-4 270 1172 230
6 РосДот 4 Life Safety 255 1600 190
7 Аляска DОТ-4 230 1600 220


Прежде чем покупать тормозную жидкость, изучите все ее допуски, маркировку и другую информацию. Обратите внимание на назначение и дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет brake fluid DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты.

Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Где используется ДОТ4?

    Характеристики тормозной жидкости DOT 4 позволяют использовать ее в гидравлических системах торможения преимущественно дискового типа (спереди и сзади). Также широко применяется в системе сцепления автомобиля.

  • Какой срок службы тормозной жидкости DOT 4?

    Без изменения своих характеристик DOT 4 может прослужить 2 года, после чего показатель температуры кипения будет снижаться, а содержание воды вырастет, и уже через три года может привести к потере тормозов.

  • Какая температура закипания тормозной жидкости DOT 4?

    По стандарту, температура кипения свежей тормозной жидкости DOT 4 – не ниже 250 °C, а после двух лет эксплуатации – не ниже 165 градусов (с количеством влаги до 3,5%).

1 комментарий
Статья полезная? Да 89 Нет
111k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 20 мая 2016

    Могу подтвердить на горьком опыте своего старенького Москвича АЗЛК правдивость слов в статье, а именно: "Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается". По ошибке долил ДОТ 3 в бачок с ДОТ 4 и негативный результат не заставил долго ждать - жидкость в бачке побурела и свернулась. В итоге это вылилось в порванный манжет, который не выдержал поездки от работы к дому, из-за чего пропало сцепление.