Почему на горячую высокие обороты

Повышенные обороты на горячем двигателе приводят к перегреву мотора, повышенному расходу топлива и могут быть симптомом серьезных неисправностей, например, пробоя прокладки ГБЦ. Причинами роста оборотов могут быть неисправности датчиков, регуляторов холостого хода и подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор.

Повышенные обороты

Эта статья поможет разобраться, почему поднимаются обороты на горячую на бензиновых и дизельных ДВС, моторах с карбюраторным и инжекторным питанием.

Почему плохо, если на прогретом моторе высокие обороты

Повышенные обороты допустимы при запуске холодного двигателя. Это необходимо для ускорения процесса прогрева и устойчивой работы мотора до достижения рабочих температур. Однако высокие холостые обороты на прогретом двигателе приводят к нерациональному расходу топлива, перегреву ЦПГ, ускоряют износ мотора, сцепления и КПП, а также могут быть признаком серьезных неполадок.

В зависимости от причины, которая приводит к повышенным оборотам холостого хода на прогретом моторе, последствия могут быть разными:

  • перерасход топлива, перегрев двигателя, повышенные нагрузки и ускоренный износ сцепления, синхронизаторов, муфт КПП – при любой неисправности;
  • чрезмерный угар масла и закоксовка мотора, уход в разнос – в случае неисправности маслосъемных колец и/или сальников клапанов на дизеле;
  • смешивание масла с ОЖ и наоборот – при повреждениях прокладки ГБЦ;
  • перегрев и прогорание клапанов, тепловые деформации ГБЦ – при неучтенном подсосе воздуха, а также при обеднении смеси из-за некорректных показаний датчиков;
  • риск попадания в ДТП – в случае проблем с подклиниванием педали газа, дроссельной заслонки или топливного регулятора в открытом положении;
Если вы обнаружили высокие обороты при запуске на горячую – необходимо срочно заняться поиском причины и ее устранением. Ведь даже мелкие неполадки, если их не исправить вовремя, могут обернуться большими проблемами, вплоть до капремонта ДВС.

Какая причина больших оборотов на горячем двигателе

Основные причины высоких оборотов, на примере Шевроле Ланос: видео

Причины больших оборотов двигателя на горячую обычно кроются в неоптимальном составе топливовоздушной смеси, реже – свидетельствуют о поломках ГБЦ или износе ЦПГ. На современных автомобилях с электронным управлением ДВС много оборотов на горячем двигателе может быть из-за неисправности датчиков (ДМРВ, ДПДЗ, РХХ и т. д.) или их проводки.

Общие причины, по которым высокие обороты двигателя на горячую могут возникать на бензиновых, газовых, дизельных двигателях, старых карбюраторных и современных инжекторных моторах, типичные симптомы и способы устранения разобраны в таблице.

Общие причины высоких оборотов холостого хода на автомобиле

В чем причина Дополнительные симптомы Как можно устранить проблему в полевых условиях
Подсос воздуха во впускной коллектор Мотор работает нестабильно, подтраивает, увеличивается расход топлива. Затруднен пуск на холодную или на горячую. Если подсос возник по вине ВУТ – ухудшается работа тормозной системы: педаль выжимается туже, при ее нажатии может быть слышно шипение, а обороты в этот момент плавают Проверить систему впуска на герметичность дымом (например, от сигареты), задувая его во впуск и загерметизировать место подсоса
Дефекты прокладки ГБЦ Пузыри в расширительном бачке ОЖ, белый дым из выхлопной системы, эмульсия и/или пена в масле Устраняется только в условиях СТО, заменой прокладки ГБЦ. Движение своим ходом при этой неисправности нежелательно
Неисправность привода дросселя Педаль просела, ее сопротивление увеличилось, возможны рывки при выжиме (сначала идет туго, а затем мягко), тросик или тяга дроссельной заслонки постоянно в натяге или слишком расслаблены Осмотреть механизм педали, при наличии загрязнений почистить, если есть деформации – выровнять, проверить регулировку тросика
Поломка клапана EGR Повышается расход топлива, ХХ становится нестабильным, мотор иногда глохнет или пытается это сделать, ухудшается динамика авто Прочистить клапан рециркуляции отработанных газов и его разъем, если он неисправен – заменить
Проблемы с проводкой Обрыв, замыкание и окисление проводов и разъемов приводит к потере связи с датчиками или некорректному считыванию их показаний Осмотреть проводку датчиков (каких – см. в разделах ниже), при наличии дефектов и окислов – устранить их

Высокие обороты на горячую у карбюраторного мотора

Большие обороты на горячую у карбюраторного мотора часто возникают из-за подсоса между фланцем карбюратора и впускным коллектором, нарушению состава топливовоздушной смеси из-за засорения и износа жиклеров, перепускных каналов для ХХ и других полостей. На поздних карбюраторных ДВС с электронными системами, регулирования оборотов ХХ могут быть схожи с инжекторами. К примеру, из-за поломки ДТОЖ система управления холостым ходом может включать «автоподсос» для прогрева мотора.

Почему возникают высокие обороты на горячую на холостом ходу: карбюратор

В чем причина Дополнительные симптомы В каких случаях и как можно быстро устранить проблему в поле, чтобы продолжить движение
Регулировка системы холостого хода Двигатель плохо запускается, может не стартовать на холодную с «подсосом» и нормально заводиться без него, или, наоборот, отказываться работать без «подсоса» даже по мере прогрева Если сбита настройка ХХ на карбюраторе, ее можно восстановить
Неисправность «подсоса» Двигатель нормально заводится на холодную, хуже – на горячую. Динамика снижается, мотор работает менее стабильно Почистить карбюратор, обслужить механизм привода «подсоса»
Неисправность дроссельной заслонки Дроссельная заслонка не закрывается при отпущенной педали газа. Она может двигаться рывками при плавном выжиме газа Промыть дроссельный узел карбюратора, смазать тросик
Залегание игольчатого клапана Повышается расход топлива, свечи «заливает», возможны протечки карбюратора Прочистить систему подачи топлива в карбюраторе

Почему высокие обороты на горячую у инжекторного двигателя

В инжекторном ДВС за регулирование подачи топлива и воздуха, угла опережения зажигания на основе показаний различных датчиков отвечает ЭБУ. Поэтому высокие обороты на горячем инжекторном двигателе обычно возникают из-за подачи неверных сигналов, связанных с неисправностью датчиков или проводки:

Проверка показаний датчика ДПДЗ мультметром

  • Обороты ХХ и обогащение смеси регулируются по данным ДТОЖ. Если он неисправен и показывает заниженную температуру, то «мозги» пытаются обогатить смесь и поднять обороты для быстрого прогрева.
  • При износе ДМРВ начинает завышать количество воздуха, поступающего в мотор, на основе чего ЭБУ увеличивает обогащение смеси. Возможно более широкое открытие обводного канала РХХ, для снижения сопротивления воздуха, что также приводит к росту оборотов.
  • Часто инжектор задирает обороты двигателя на горячую, если неисправен ДПДЗ (на моторах с механическим газом) или датчик педали (на системах E-газа). Когда его напряжение завышено (или занижено – зависит от конструкции) – ЭБУ «думает», что педаль выжата, поэтому увеличивает дозировку топлива и открывает перепускное окно РХХ.
  • Клапан рециркуляции отработанных газов (ЕГР), в случае загрязнения и заклинивания, может постоянно оставаться открытым или закрытым. Из-за этого выхлоп направляется во впуск или вообще туда не поступает, количество кислорода в смеси не совпадает с расчетным, меняется степень обогащения и обороты растут.
  • Загрязненная дроссельная заслонка

  • Поддерживать высокие обороты на горячую на холостом ходу инжектор может из-за неполадок дроссельного узла. Это может быть его загрязнение, из-за которого заслонка не закрывается до конца, подклинивание тросика газа или растяжение возвратной пружины заслонки. В таком случае проблему легко заметить, так как тяга заслонки не упирается в «отбойник» даже при отпущенной педали, а при снятии впускного патрубка видно, что заслонка не перекрывает канал полностью.
  • Поломка регулятора холостого хода тоже может быть причиной роста холостых оборотов на горячую. Если он заклинил в открытом положении, то во впуск поступает чересчур много воздуха, что влечет за собой рост оборотов. То есть на холодном это будет нормальным, а после прогрева обороты не упадут, останутся на том же уровне.
  • Если обороты растут на горячую через некоторое время после начала движения, проблема нередко кроется в небольшом подсосе воздуха во впуск. Пока мотор холодный – прилегание патрубков плотное, но после нагрева они расширяются, становятся мягче, и через щели поступает воздух. Искать подсос лучше всего с помощью дымогенератора. Еще одна возможная причина – некорректная работа ДТОЖ, плохой его контакт.
  • Неисправность форсунок может проявляться по-разному, в том числе, и повышением оборотов ХХ. Если они переливают топливо – обороты растут.

Основные причины роста оборотов ХХ на горячем инжекторном моторе и способы их устранения указаны в таблице ниже.

Искать причины роста холостых оборотов на горячую на инжекторе лучше всего с помощью компьютерной диагностики. Для этого достаточно недорогого сканера OBD II на ELM 327 и бесплатной программы вроде OpenDiag. Подключившись к ЭБУ, можно прочитать ошибки, посмотреть показания различных датчиков и сравнить их с нормальными значениями.

Причины роста холостых оборотов на горячую на инжекторе

Причина Признак Как можно устранить проблему в полевых условиях
Неправильная работа или выход из строя датчика контроля температуры охлаждающей жидкости Указатель температуры ОЖ в некорректном положении (ниже нормы), мотор хуже запускается Осмотреть и почистить контакты ДТОЖ (обычно находится возле термостата) или заменить сам датчик
Выход из строя ДМРВ Двигатель работает нестабильно, может рывками сбрасывать обороты, глохнуть при остановке. Повышается расход топлива. При отключении разъема ДМРВ работа стабилизируется Устраняется только заменой ДМРВ. Чтобы добраться до места ремонта, если двигатель работает слишком нестабильно, можно отключить ДМРВ. После этого ЭБУ перейдет в «аварийный» режим работы, с дозировкой топлива по показаниям других датчиков
Неправильная работа или выход из строя датчика положения дроссельной заслонки Холостые «плавают», растет расход топлива, возникают провалы и рывки в движении. Возможны «прострелы» в выпускной системе из-за догорания несгоревшего топлива Прочистить разъем ДПДЗ. Если датчик разборный и имеет резистивный принцип работы – можно попробовать его разобрать и почистить контактные дорожки
Неисправность системы E-газа Автомобиль нестабильно набирает обороты, возникают провалы в динамике. Может не сбрасывать обороты при отпуске педали или не набирать – при ее полном выжиме В полевых условиях можно устранить окисление контактов педали или дросселя. При неисправности самой педали или дроссельного узла – требует замены дефектных деталей
Проблемы с возвратной пружиной дросселя Обороты высокие, но могут приходить в норму после нескольких нажатий педали газа. При осмотре дроссельного узла видны дефекты пружины, а саму дроссельную заслонку можно закрыть вручную Если конструкция позволяет (пружина установлена соосно валу ДЗ, как на ВАЗ), подтянуть пружину, закрутив ее на один дополнительный оборот
Неисправность форсунок Нестабильная работа на ХХ, повышение расхода топлива. Ухудшение запуска ДВС, свечи «заливает», если форсунки переливают. Мотор троит, обороты время от времени плавают и проседают, если происходит «недолив» топлива При отсутствии средства для промывки форсунок или заслонок в дороге не устраняется
Неисправность регулятора холостого хода Нестабильная работа на ХХ, перемены оборотов холостого хода более чем на 200-400 об/мин. Запуск холодного и прогретого мотора сильно отличается (хорошо на холодную и плохо – на горячую, или наоборот), или происходит одинаково плохо Сначала осмотреть и, при необходимости, почистить контакты разъема РХХ. Если не помогло – разобрать ДПДЗ, прочистить винт шагового моторчика в случае его загрязнения, закоксовки. Если неисправен сам моторчик – заменить РХХ на новый

Из-за чего высокие обороты на горячую у дизельного мотора

У дизельного ДВС нет дроссельного узла, а скорость вращения коленвала регулируется подачей топлива, с помощью установленных на ТНВД регуляторов.

Повышенные обороты на Шкода Октавия дизель, из-за неисправного генератора: видео

В основном дизель задирает обороты на горячую по общим причинам, таким как неисправность привода педали акселератора и прогорание прокладки ГБЦ и дефекты датчиков температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого и распределительного вала (при наличии электронной системы регулировки Common Rail). Как и на инжекторе, на дизеле возможно изменение холостых оборотов из-за сбоев в системе EGR.

Некачественное или разбавленное дизельное топливо – еще одна причина роста оборотов ХХ на горячую. Если в горючем присутствуют легкие фракции (бензин, керосин), то его свойства меняются. Из-за этого меняется и количество впрыскиваемого топлива, непосредственно влияющее на обороты мотора. Аналогичный эффект оказывает масло, которое остается в цилиндрах в избыточном количестве из-за износа маслосъемных колец или колпачков клапанов. Так как оно само способно гореть – смесь получается обогащенной и растут обороты.

Как и неисправная регулировочная топливная аппаратура, избыток масла в камерах сгорания опасен, поскольку двигатель может пойти в разнос!

Ниже в таблице собраны основные причины повышенных оборотов ХХ на дизеле и способы их устранения.

Основные причины высоких холостых оборотов на горячую на дизеле

Возможные причины Симптомы поведения двигателя Что можно сделать
Неисправность ТНВД или насос-форсунокПовышенный расход топлива Необходим ремонт форсунок или ТНВД либо их замена
Некорректная настройка ТНВД Высокие обороты на ХХ, но мотор стабилен, динамика не нарушена Отрегулировать подачу топлива на ХХ в ТНВД
Наличие в топливе посторонних присадок (бензина, керосина) Нестабильная работа ДВС, повышение расхода топлива, ухудшение динамики Заменить некачественное топливо на заведомо хорошее, по сезону (зимнее или летнее)
Неисправность датчика коленвала Двигатель работает нестабильно, плохо стартует, глохнет Чистка контактов или замена датчика на исправный
Неисправность датчика акселератора (на Common Rail) Обороты ХХ стабильно высокие, машина ускоряется, даже когда педаль газа отпущена Заменить датчик педали акселератора
Залегли маслосъемные кольца Дымность выхлопа, повышенный расход масла В случае с кольцами – на ранней стадии проблемы может помочь раскоксовка ДВС. В запущенных случаях необходим квалифицированный ремонт – замена колец или маслосъемных колпачков
Неисправны сальники клапанов

Как определить, почему у двигателя высокие обороты на горячую

Чтобы выяснить, почему при запуске двигателя на горячую – высокие обороты, необходимо провести поэтапную диагностику. Ее порядок для карбюраторных, инжекторных и дизельных ДВС отличается. Как определить, почему двигатель задирает обороты на горячую на каждом из видов моторов, подскажут инструкции ниже.

Если проблемы начались после заправки – на любом типе двигателя необходимо попытаться запустить его на заведомо качественном и подходящем горючем. Также следует проверить уровень масла, убедиться в отсутствии эмульсии, проверить уровень ОЖ, убедиться в отсутствии масляных следов и пузырей при работе ДВС в бачке – эти признаки свидетельствуют о дефектах прокладки ГБЦ.

На автомобилях с ГБО проблема повышения ХХ часто возникает из-за него. Например, завышение топливных коррекций или некорректная работа форсунок на ГБО 4 поколения приводит к переобогащению смеси, а на 2 поколении негерметичные врезки шлангов, «винт жадности», резинка «антихлопка» часто становятся местом подсоса воздуха. Кроме того, высокие обороты на ХХ возникают из-за неправильной регулировки редуктора.

Как определить, почему высокие обороты на горячую на карбюраторе

Если обороты ХХ постоянно высокие – первым делом нужно проверить настройки холостого хода на карбюраторе и убедиться, что они в норме. Только после этого можно проводить дальнейшую диагностику:

Зависание оборотов на ВАЗ 2109 карбюратор: видео

  1. Снять крышку воздушного фильтра и посмотреть, в каком положении находится заслонка «подсоса». Она должна двигаться синхронно с рукояткой и полностью раскрываться, когда «подсос» выключен. Если этого не происходит, проверяйте привод подсоса.
  2. После «подсоса» нужно осмотреть дроссельную заслонку (может потребоваться снятие карбюратора), проверить, закрывается ли она полностью при отпущенной педали. Заодно осмотреть тросики дроссельной заслонки.
  3. Если карбюратор в порядке, но привод клинит – осмотреть шарнир подвеса педали и трос или систему тяг, приводящих ДЗ в движение. Там нужно искать деформации, повреждения. Тросик может просто заржаветь и плохо двигаться из-за дефицита смазки, а может частично порваться внутри «рубашки».
  4. Проверка дымогенератором впускного коллектора

  5. Убедившись, что и карбюратор и механизм привода дросселя в порядке, нужно проверить впуск на герметичность. Для этого лучше всего использовать дымогенератор, нагнетая дым во впуск как при открытой, так и закрытой ДЗ.
  6. На системах с электронным управлением (МПСЗ и другие системы) следует проверить на исправность датчики температуры охлаждающей жидкости и вращения коленвала.
  7. Если проблему никак не удается найти и устранить – нужно разбирать, промывать и чистить карбюратор, заодно заменив прокладку между ним и впускным коллектором.

Как найти причину высоких оборотов холостого хода на инжекторе

Диагностику следует начать с проверки ошибок и проверки показаний датчиков по OBD II. Без этой процедуры придется искать неисправности «вслепую» и вручную проверять датчики. В первую очередь, нужно обращать внимание на показания:

  • расхода воздуха – норма на ХХ зависит от объема ДВС, и для моторов около 1,5 литров составляет примерно 10 кг/ч или 3 г/с, завышенный расход свидетельствует об износе ДМРВ; также об износе говорит завышенное напряжение датчика в состоянии покоя;
  • датчика положения дросселя – открытие должно быть равно 0% на авто с отдельным регулятором ХХ, а на моделях с электронным дросселем и прямым управлением ХХ норму нужно смотреть по таблицам для конкретного мотора; при наличии отклонений – неисправен ДПДЗ или датчики Е-газа (в педали или в дросселе);
  • температуры охлаждающей жидкости – нормальное значение после прогрева около 80–90℃, если меньше (хотя мотор ощутимо нагрелся) – неисправен ДТОЖ;
  • положения регулятора холостого хода – значение должно соответствовать табличному и меняться при нажатии и отпуске педали газа; если значение не меняется, или попытка принудительно его изменить не влияет на ХХ (обороты не растут при повышении и не падают при снижении) – проблема в РХХ.

Если диагностика не выявила проблем с электронными компонентами – нужно переходить к диагностике механических неисправностей:

Порядок диагностики повышенных оборотов на инжекторном двигателе: видео

  1. Проверить двигатель на нежелательный подсос воздуха, используя для этого дымогенератор. Без него диагностировать проблему сложнее, но можно попробовать плотно заткнуть вход воздушного фильтра. Если подсоса воздуха нет – мотор должен заглохнуть, а если есть – может дальше работать, хоть и нестабильно.
  2. Осмотреть дроссельный узел, убедиться в полном закрытии ДЗ в состоянии покоя, проверить натяжку возвратной пружины.
  3. Проверить плавность движения педали газа, убедиться, что заслонка движется синхронно акселератору и так же плавно.
  4. Измерить давление топлива в рампе, проверить работу форсунок и качество факела распыла на стенде.

Как найти причину завышенных оборотов холостого хода на дизеле

На дизеле с электронным впрыском Common Rail, как и на бензиновом инжекторе, нужно начинать поиск проблем с компьютерной диагностики. Следует прочитать ошибки для выявления заведомо неисправных датчиков, а если таковых не обнаружено – сверять показания работы мотора на ХХ с нормальными для данной модели. Также следует визуально убедиться в отсутствии характерных признаков пробоя прокладки ГБЦ.

На дизелях с механическим ТНВД или насос-форсунками для определения причины повышенных оборотов ХХ нужно:

  1. Убедиться в корректности настроек ХХ на ТНВД или регуляторе холостого хода.
  2. Продиагностировать центробежный регулятор, ответственный за авторегулировку оборотов ХХ.
  3. Осмотреть педаль газа и крепление привода акселератора на ТНВД или регуляторе оборотов. Убедиться в их свободном движении, отсутствии подклинивания, возвращении в исходное положение при отпуске педали.

Если обнаружены проблемы с ТНВД, то его ремонт рекомендуется доверить квалифицированным специалистам, поскольку топливный насос является сложным механизмом, содержащим детали с высокой точностью обработки.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Почему машина не сбрасывает обороты на горячую?

    Если по мере прогрева мотор не снижает обороты, зачастую причиной этого является сбой датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Его некорректные показания заставляют ЭБУ «думать», что двигатель еще холодный, и из-за этого происходит обогащение смеси.

  • Почему зависают обороты двигателя?

    Чаще всего зависание оборотов связано с подклиниванием или загрязнением дроссельного узла, неисправностями датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятора холостого хода (РХХ). Также оно возникает из-за износа датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), некорректных показаний датчика положения дросселя и подсосов воздуха во впускной системе.

  • Из-за чего в пробке на горячую подскакивают обороты?

    Обороты могут подскакивать на горячую из-за некорректной работы ДТОЖ и других датчиков (ДМРВ, РХХ, ДПДЗ), подклинивания дросселя, подсоса воздуха, открывающегося только на горячем моторе.

Комментарии
Статья полезная? Да 23 Нет
10k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!