Высокие обороты на холодную

Высокие обороты на холодную могут появиться как в штатном режиме работы двигателя, так и при выходе из строя некоторых его датчиков. В последнем случае на инжекторных двигателях необходимо выполнить проверку регулятора холостого хода, датчика положения дроссельной заслонки, датчика температуры охлаждающей жидкости, впускного коллектора. У карбюраторных бензиновых двигателей также нужно проверить регулировку холостого хода, работу воздушной заслонки, камеры карбюратора.

Высокие обороты на холодную

Работа ДВС на прогревочных оборотах

В общем случае высокие обороты на холодном двигателе в холодную погоду — явление нормальное. Однако их значение и продолжительность работы мотора в таком режиме может быть разным. Так, если запустить двигатель при температуре, например, от +20°С и выше, то время, когда значение оборотов холостого хода вернется к указанному в мануале (приблизительно 600…800 оборотов в минуту) составит несколько секунд (2…5 секунд в летнее время и около 5…10 секунд в зимнее). Если этого не происходит — значит, есть поломка, и необходимо выполнять дополнительную проверку и соответствующие ремонтные меры.

Что касается запуска бензинового двигателя на холодную при температуре, например, –10°С, то высокие прогревочные обороты будут приблизительно в два раза превышать указанные производителем обороты холостого хода. Соответственно, чем ниже будет температура — тем время возвращения к нормальным холостым оборотам будет выше.

Высокие обороты при запуске двигателя на холодную необходимо по двум причинам. Первая — постепенный прогрев моторного масла, и соответственно, уменьшения его вязкости. Вторая — постепенный нагрев двигателя до нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости, составляющей около +80°С…+90°С. Это достигается увеличением количества сжигаемого топлива.

Поэтому, появление больших оборотов при запуске двигателя на холодную — нормальное явление. Однако необходимо учитывать их значение и время, через которые они возвращаются к значению, соответствующему холостому ходу. Значения оборотов и времени указываются в технической документации к конкретному автомобилю. Если обороты и/или время возвращения слишком увеличены или наоборот низкие — значит, необходимо искать причину поломки.

Причина высоких оборотов двигателя на холостом ходу

Выделяют аж четырнадцать причин, почему на холодном двигателе большие обороты длительное время после запуска. В частности:

  1. Дроссельная заслонка. Воздух может попадать в двигатель через приподнятую дроссельную заслонку, когда, например, тросик ее привода перетянут (если он предусмотрен конструкцией). В этом случае на холостом ходу в двигатель попадает больше чем необходимо количество воздуха, что, собственно, и приводит к тому, что при холодном запуске высокие обороты.
    Еще один вариант — использование жесткого коврика на полу, который может подпирать педаль газа при том, что водитель не нажимает на нее. В этом случае обороты также будут повышенными, причем не только при холодном, но и при прогретом моторе.
    Дроссельная заслонка может полностью не закрываться по причине того, что она очень сильно загрязнена нагаром. В этом случае он попросту не даст ей плотно прилегать.
  2. Канал холостого хода. У всех карбюраторных моделей двигателей конструкция предусматривает наличие воздушного канала в обход дроссельной заслонки. Сечение канала регулируется специальным регулировочным болтом. Соответственно, при неправильной настройке сечения канала через канал холостого хода будет проходить большее чем необходимо количество воздуха, что и приведет к тому, что на холодную большие обороты двигателя. Правда, подобная ситуация может быть и «на горячую».
  3. Воздушный канал для поддержания высоких оборотов холодного двигателя. Этот канал перекрывается при помощи штока или заслонки. Соответственно, положение штока или угол наклона заслонки зависит от температуры антифриза в системе охлаждения (то есть, по сути, температуры двигателя).
    При холодном двигателе канал полностью открыт, и соответственно, через него поступает большое количество воздуха, обеспечивая повышенные обороты на холодную. По мере прогревания двигателя канал перекрывается. Если шток или заслонка не полностью перекрывают поступление дополнительной порции воздуха, то это и приведет к повышенным оборотам двигателя.
  4. Воздушный канал впускного коллектора. В разных конструкциях двигателей он перекрывается серводвигателем, импульсным электродвигателем, электромагнитным клапаном либо соленоидом с импульсным управлением. При выходе из строя указанных элементов воздушный канал не будет перекрыт должным образом, и соответственно, через него будет проходить большое количество воздуха во впускной коллектор.
  5. Трубки впускного коллектора. Зачастую лишний воздух в систему поступает по причине разгерметизации патрубков либо мест их присоединения. Обычно это можно определить по исходящему оттуда свисту.
  6. У некоторых автомобилей, например «Тойота», конструкция двигателя предусматривает использование электродвигателей принудительного повышения оборотов холостого хода. Их модели и методы управления различаются, однако все имеют отдельную систему управления. Поэтому проблема высоких оборотов на холостом ходу может быть связана либо с указанным электродвигателем, либо с системой его управления.
  7. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ или TPS). Они бывают четырех видов, однако их основная задача передавать на блок управления двигателем информацию о том, в каком положении в конкретный момент времени находится заслонка. Соответственно, при неисправности ДПДЗ ЭБУ переходит в аварийный режим и дает команду на подачу максимального количества воздуха. Это приводит к образованию обедненной топливовоздушной смеси, а также высоким оборотам двигателя на холостом ходу. Зачастую при этом в режиме работы обороты могут «плавать». Обороты могут повышаться и при сбросе настроек работы дросселя.
  8. Регулятор холостого хода. Эти устройства бывают трех типов — соленоидные, шаговые и роторные. Обычно причинами неисправности РХХ является повреждение его направляющей иглы либо повреждение его электрических контактов.
  9. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). При частичном или полном выходе из строя этого элемента на блок управления также будет подаваться некорректная информация о количестве подаваемого в двигатель воздуха. Соответственно, возможно возникновение ситуации, когда ЭБУ примет решение о большем или полном открытии дроссельной заслонки для увеличения поступления воздуха. Это естественным образом приведет к увеличению оборотов двигателя. При нестабильной работе ДМРВ обороты могут не только быть повышенными «на холодную», но и быть нестабильными при других режимах работы мотора.
  10. Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ, или IAT). Ситуация аналогичная другим датчикам. При поступлении от него некорректной информации на блок управления ЭБУ не может отдавать команды для формирования оптимальных оборотов и создания топливовоздушной смеси. Поэтому вполне вероятно, что при его неисправности могут появиться повышенные обороты на холостых.
  11. Датчик температуры охлаждающей жидкости. При выходе его из строя на ЭБУ будет подаваться информация (или формироваться в нем автоматически) о том, что тосол или антифриз еще недостаточно прогрелись, поэтому о двигатель будет работать на повышенных оборотах чтобы якобы прогреться до рабочей температуры.
  12. Снижение эффективности работы водяной помпы. Если по какой-либо причине снизилась ее производительность (она стала прокачивать недостаточное количество охлаждающей жидкости), например, износилась крыльчатка, то система прогрева холодного двигателя также будет работать неэффективно, и следовательно, мотор долго будет работать на повышенных оборотах. Дополнительным признаком этого является то, что печка в салоне греет только при нажатой педали газа, а на холостых оборотах она остывает.
  13. Термостат. При непрогретом двигателе он находится в закрытом состоянии, позволяя циркулировать ОЖ только по двигателю. При достижении антифризом рабочей температуры он открывается и жидкость дополнительно охлаждается проходя по полному кругу системы охлаждения. Но если жидкость изначально движется в таком режиме, то двигатель будет дольше работать на повышенных оборотах до полного прогревания. Причины неисправности термостата могут заключаться в том, что он заедает или полностью не закрывается.
  14. Электронный блок управления. В редких случаях причиной того, что при заводке двигателя высокие обороты может быть ЭБУ. В частности, сбой в работе его программного обеспечения либо механическое повреждение его внутренних составляющих.

Как устранить высокие обороты на холодную

Устранение проблемы повышенных оборотов при заводке холодного двигателя всегда зависят от причин. Соответственно в зависимости от вышедшего из строя узла необходимо будет произвести ряд проверок и ремонтных мер.

Первым делом проверьте состояние дроссельной заслонки и ее работу. Со временем на ее поверхности скапливается значительное количество нагара, который стоит удалить при помощи карбклинера либо другого подобного чистящего средства. Как говорят: “В любой непонятной ситуации почисть заслонку дросселя”. А также может клинить шток в воздушном канале. В зависимости от конструкции конкретного двигателя их система управления может быть механической либо электронной.

Если конструкция подразумевает использование приводного тросика, то не лишним будет проверить его целостность, общее состояние, усилие натяжения. Когда управление заслонкой происходит при помощи различных электроприводов либо соленоидов, то стоит проверить сделать их проверку мультиметром. При подозрении на неисправность какого-либо из датчиков его стоит поменять на новый.

При соответствующих симптомах в обязательном порядке проверяют факт подсоса воздуха во впускном тракте в местах соединения.

Также стоит уделить внимание и системе охлаждения, в частности таким ее элементам как термостат и помпа. Неправильную работу термостата вы точно определите по плохой работе печки. А при проблемах с помпой будут видны подтеки либо посторонний шум.

Заключение

Необходимо понимать, что кратковременные высокие обороты на непрогретом двигателе — это нормальное явление. И чем ниже температура окружающего воздуха — тем больше времени повышенные обороты будут иметь место. Однако если время превышает приблизительно пять и более минут, и остаются повышенные обороты на горячем двигателе, то это уже повод выполнять диагностику. В первую очередь нужно просканировать память электронного блока управления на предмет наличия ошибок в нем. Это могут быть ошибки регулятора холостого хода или перечисленных выше датчиков. Если ошибок нет — нужно выполнять дополнительную механическую диагностику по описанным выше рекомендациям.

35 комментариев
Статья полезная? Да 174 Нет
153k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 9 февраля 2022

    Проверьте датчик положения дроссельной заслонки и его провода, регулятор холостого хода (при наличии).

  • 9 февраля 2022

    Добрый день. Шевроле Авео 2005 года 1.6. При запуске обороты поднимаются до 4-5 тысяч и не падают.

  • 17 января 2022

    За клапан я не подумал...

  • 17 января 2022

    Спасибо что отписались по решению проблемы.

  • 17 января 2022

    Да, да, видел, спасибо, что поделились опытом.

  • 17 января 2022

    Спасибо за ответ. В этой ветке я описал причину неисправности и ее решение.

  • 17 января 2022

    Проблема решена. Причина заключалась в заклиневшем клапане-регуляторе холостого хода (который находится на дроссельной заслонке). Шток был заклинен каким-то кусочком пластика или компаунда. По видимому из самого клапана тк больше ему взяться неоткуда. Поскольку сам клапан на двигателе z6 не имеет обратной связи на ЭБУ то и ошибку по клапану машина не выдаёт а лишь пытается компенсировать большое количество воздуха в смеси. Оттуда и высокие постоянные обороты на прогреве 4000-5000 и пульсация 1500-2000 на горячую. После обнаружения проблемы в клапане и удаления кусочка пластика, машина снова заработала в штатном режиме.

  • 17 января 2022

    Добрый день. Ошибок на момент неисправности не было. Несомненно, это был подсос воздуха но не через прокладки а через заклинивший клапан-регулятор холостого хода.

  • 13 января 2022

    Добрый вечер. Вероятно есть где-то подсос воздуха, смотрите там где меняли прокладки. Ошибки диагностика дает какие-то?

  • 13 января 2022

    Проверьте нет ли подсоса воздуха во впуске, работу датчика температуры ОЖ, перепроверьте датчик положения дроссельной заслонки, проверьте и почистите регулятор холостого хода (при наличии).

  • 12 января 2022

    При этом тросик газа не натянут. И судя по ОБД2 датчик положения дроссельной заслонки читается корректно.

  • 12 января 2022

    Добрый день. Mazda 3 bk 1.6 бензин. Сегодня заменили датчик детонации (по нему загорелся чек) и прокладки впускного коллектора. Уехал от мастера, все было нормально и примерно через пол часа, при заводе двигателя обороты подскочили до 5000 вместо холостого хода. Потом упали и ритмично плавают между 1500 до 2000 как бы пульсируя. Схожая ситуация теперь при каждой заводке. Подскажите, куда стоит обратить внимание. Благодарю.

  • 29 декабря 2021

    Спасибо

  • 29 декабря 2021

    Проверьте датчик температуры ОЖ, регулятор холостого хода.

  • 29 декабря 2021

    Вечер добрый. VAG Джетта GLI. До холодов повышенные обороты держали примерно до 30 сек.потом падали и так было стабильно. Сейчас с холодами обороты падают сразу. Жду пока расход топлива стабилизируется и тогда еду. Как то не привычно. Может кто знает, есть ли это проблема?

  • 26 декабря 2021

    Добрый вечер. Напишите что за автомобиль у вас? Педель газа механическая или электронная?

  • 26 декабря 2021

    Проблема может быть например в датчике положения дроссельной заслонки, проводке до него.

  • 26 декабря 2021

    При запуске авто обороты сразу поднимаются до 5к и педаль газа как-то странно себя видёт

  • 25 ноября 2021

    Вообще похоже на подсос воздуха. Есть возможность проверить дымогенератором?

  • 25 ноября 2021

    ответил вам выше.

  • 25 ноября 2021

    Добрый день. Главное реле оригинальное? Или подобрали от чего-то?

  • 25 ноября 2021

    Все хорошо выше написал что с ней делал

  • 25 ноября 2021

    Дросель чисти и клапан тоже не помогло,, перед этим пропала искра поменял бегунок катушку и главное реле которое идет на мозг после этого завелась и вот обороты не падают подсоса вроде бы тоже нету на заведеной газонул и заткнул рукой дросель заглохла руку пресосало и держало довольно долго

  • 25 ноября 2021

    Проверьте не открыта ли дроссельная заслонка, проверьте регулятор холостого хода, лучше попробовать почистить его и дроссельную заслонку.

  • 25 ноября 2021

    Всем

  • 22 ноября 2021

    Проверьте и почистите регулятор холостого хода и дроссельную заслонку, проверьте датчик температуры ОЖ.

  • 22 ноября 2021

    Таета матрикс 2 года при заводке зимой и летом обороты 1200 - 1300 как прогреется минут через 10- 15 падают до 500 и норм.

  • 31 октября 2021

    Добрый день. Впрыск KE? По поводу холостого хода почистите клапан ХХ. В целом если машина плохо едет и большой расход. Нужно производить диагностику и регулировку впрыска. Самому трудно это сделать, ищите специалиста. Из какого вы города?

  • 31 октября 2021

    Скорее всего где-то есть подсос воздуха во впуске.

  • 31 октября 2021

    Проверьте и почистите регулятор холостого хода, дроссельную заслонку, проверьте датчик температуры ОЖ и его проводку.

  • 30 октября 2021

    Здравствуйте Мерседес 124 2.3 на холодную заводится без проблем, но держит 750 оборотов. Как прогреется поднимаются до 1300. Хотя должно наоборот. И машина плохо разгоняется, как будто кто то сзади держит. В чём может быть причина?

  • 30 октября 2021

    Проверьте нет ли подсоса воздуха во впуске, работу датчика температуры, попробуйте почистить дроссельную заслонку и регулятор холостого хода (при наличии).

  • 30 октября 2021

    рено симбол 2 При запуске сначала невысокие обороты (около 1000) через секунд 45 прибавляет (примерно до 1300-1500) и затем как обычно в процессе прогрева падают до "рабочих" . ?????

  • 28 июня 2021

    Проверьте давление бензина, форсунки бензиновые, не льют ли они или может импульс на них долгий.

  • 28 июня 2021

    Хюндай Элантру 2008 год 1.6 бенз...именно такая проблема...на холодном больше 5 мин держатся повышенные обороты и при этом я не могу двигаться, глохнет при нажатии газа...но у меня стоит ГБО ,где через 2-3 мин переключается на газ и тогда обороты сразу падают и без проблем уже трогают, показывает ошибку "2096" причину ещё не искал