Неисправность датчика кислорода

Неисправность датчика кислорода приводит к повышенному расходу топлива, снижению динамических характеристик автомобиля, нестабильной работе мотора на холостых оборотах, увеличение токсичности выхлопных газов. Обычно причинами неисправности датчика концентрации кислорода является его механическое повреждение, разрыв электрической (сигнальной) цепи, загрязнение чувствительной части датчика продуктами сгорания топлива. В некоторых случаях, например, при возникновении ошибки p0130 или p0141 на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine. Использовать автомобиль при неисправном датчике кислорода можно, однако это приведет к указанным выше проблемам.

Неисправность датчика кислорода

Назначение датчика кислорода

Датчик кислорода устанавливается в выпускном коллекторе (у различных машин конкретное место и ко-во может отличаться), и выполняет мониторинг наличия кислорода в выхлопных газах. В автопромышленности греческая буква «лямбда» обозначает коэффициент избытка кислорода в топливовоздушной смеси. Именно по этой причине зачастую датчик кислорода называют «лямбда-зонд».

Предоставленная датчиком информация о количестве кислорода в составе выхлопных газов электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) используется для корректировка впрыска топлива. Если кислорода в выхлопных газах много, значит, топливовоздушная смесь, подаваемая в цилиндры, бедная (напряжение на датчике 0,1…0,3 Вольта), а если кислорода много — значит, богатая (напряжение на датчике 0,6…0,9 Вольта). Соответственно, происходит коррекция количества подаваемого топлива при необходимости. Что сказывается не только на динамических характеристиках двигателя, но и работы каталитического нейтрализатора выхлопных газов.

В большинстве случаев диапазон эффективной работы катализатора составляет 14,6…14,8 долей воздуха на одну долю топлива. Это соответствует значению лямбда, равной единице. Таким образом, датчик кислорода является своеобразным контролером, расположенным в выпускном коллекторе.

На некоторых автомобилях конструктивно предусмотрено использование двух датчиков концентрации кислорода. Один расположен до катализатора, а второй — после. Задача первого состоит в коррекции состава топливовоздушной смеси, а второго — проверка эффективности работы катализатора. Сами же датчики по конструкции, как правило, идентичны.

Влияет ли лямбда зонд на запуск — что будет?

Если отключить лямбда зонд то будет возрастание расхода топлива, повышение токсичности газов, а иногда и нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. Однако такой эффект происходит лишь после прогрева так как кислородный датчик начинает работать в условиях повышенной до +300°С температуры. Для этого его конструкция подразумевает использование специального подогрева, которая включается при запуске двигателя. Соответственно, непосредственно в момент запуска мотора лямбда зонд не работает, и никоим образом не влияет на сам запуск.

Лампочка “чек” при неисправности лямбда зонда горит когда в памяти ЭБУ сформированы конкретные ошибки связанные с повреждением проводки датчика либо самого датчика, однако код фиксируется лишь при определенных условиях работы двигателя.

Признаки неисправности датчика кислорода

Выход из строя лямбда зонда, как правило, сопровождается следующими внешними симптомами:

  • Ухудшение тяги и снижение динамических характеристик автомобиля.
  • Нестабильный холостой ход. Значение оборотов при этом могут скакать и понижаться ниже оптимальных. В самом критическом случае машина вообще не будет держать холостые обороты и без подгазовывания водителем она попросту заглохнет.
  • Увеличение расхода топлива. Обычно перерасход незначительный, однако можно определить при программном замере.
  • Увеличение токсичности выхлопа. Выхлопные газы при этом становятся непрозрачными, а имеющими сероватый либо синеватый оттенок и более резкий, топливный, запах.

Стоит оговориться, что перечисленные выше признаки могут указывать и на другие поломки двигателя или прочих систем автомобиля. Поэтому, чтобы определить неисправности датчика кислорода, нужны несколько проверок используя в первую очередь диагностический сканер и мультиметр для проверки сигналов лямбды (управляющего и цепи подогрева).

Как правило, проблемы с проводкой датчика кислорода четко фиксируется электронным блоком управления. При этом в его памяти формируются ошибки, например, p0136, p0130, p0135, p0141 и прочие. В любом случае необходимо выполнить проверку цепи датчика (проверить наличие напряжения и целостность отдельных проводов), а также посмотреть на график работы (используя осциллограф либо программу диагностик).

Причины неисправности датчика кислорода

В большинстве случаев кислородная лямбда работает около 100 тыс. км без сбоев однако есть причины которые значительно сокращают его ресурс и приводят к неисправности.

  • Неисправность цепи датчика кислорода. Выражаться по-разному. Это может быть полный обрыв питающих и/или сигнальных проводов. Возможно повреждение цепи подогрева. В этом случае лямбда зонд не будет работать до тех пор, пока выхлопные газы не разогревают его до рабочей температуры. Возможно повреждение изоляции на проводах. В этом случае имеет место короткое замыкание.
  • Замыкание датчика. В этом случае он полностью выходит из строя и, соответственно, не подает никаких сигналов. Большинство лямбда зондов ремонту не подлежат и их надо менять на новые.
  • Загрязнение датчика продуктами сгорания топлива. В процессе эксплуатации датчик кислорода по естественным причинам постепенно загрязняется и со временем может перестать передавать корректную информацию. По этой причине автопроизводители рекомендуют периодически менять датчик на новый, отдавая при этом предпочтение оригиналу так как универсальная лямбда не всегда корректно показывает информацию.
  • Термические перегрузки. Обычно это происходит по причине проблем с зажиганием, в частности, перебоев с ним. В таких условиях датчик работает при критических для него температурах, что снижает его общий ресурс и постепенно выводит из строя.
  • Механические повреждения датчика. Они могут возникнуть при неаккуратных ремонтных работах, при езде по бездорожью, ударах при ДТП.
  • Использование при установке датчика герметиков, которые вулканизируются при высокой температуре.
  • Многократные неудачные попытки запуска двигателя. При этом в двигателе, и в частности, в выпускном коллекторе накапливается несгоревшее топливо.
  • Попадание на чувствительный (керамический) наконечник датчика различных технологических жидкостей или мелких посторонних предметов.
  • Негерметичность в выпускной системе выхлопных газов. Например, может прогореть прокладка между коллектором и катализатором.

Обратите внимание, что состояние датчика кислорода во многом зависит от состояния других элементов двигателя. Так, значительно снижают ресурс лямбда зонда следующие факторы: неудовлетворительное состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в масло (цилиндры), обогащенная топливовоздушная смесь. И если при исправном датчике кислорода количество углекислого газа составляет порядка 0,1…0,3%, то при выходе лямбда зонда из строя соответствующее значение увеличивается до 3…7%.

Как определить неисправность датчика кислорода

Существует ряд методов для проверки состояния лямбда датчика и его питающих/сигнальных цепей.

Специалисты компании BOSCH советуют проверять соответствующий датчик каждые 30 тысяч километров пробега, либо при выявлении описанных выше неисправностей.

Что нужно сделать в первую очередь при диагностике?

  1. Необходимо оценить количество сажи на трубке зонда. Если ее слишком много — датчик будет работать некорректно.
  2. Определить цвет отложений. Если на чувствительном элементе датчика имеются белые или серые отложения — это означает, что используются присадки к топливу или к маслу. Они негативно сказываются на работе лямбда зонда. Если на трубке зонда имеются блестящие отложения — это говорит о том, что в используемом топливе очень много свинца, и от использования такого бензина лучше отказаться, соответственно, сменить марку бензозаправки.
  3. Можно попытаться очистить сажу, однако это не всегда возможно.
  4. Проверить мультиметром целостность проводки. В зависимости от модели конкретного датчика он может иметь от двух до пяти проводов. Один из них будет сигнальным, а остальные — питающими, в том числе, для питания элементов подогрева. Для выполнения процедуры проверки вам понадобится цифровой мультиметр, способный измерять постоянное электрическое напряжение и сопротивление.
  5. Имеет смысл проверить сопротивление нагревателя датчика. В разных моделях лямбда зонда оно будет находиться в пределах от 2 до 14 Ом. Значение питающего напряжения должно быть около 10,5…12 Вольт. В процессе проверки также нужно обязательно проверить целостность всех проводов, подходящих к датчику, а также значение сопротивления их изоляции (как попарно между собой, так и каждого на «массу»).

Как проверить лямбда-зонд видео

Обратите внимание, что нормальная работа датчика кислорода возможна лишь при его нормальной рабочей температуре, равной +300°С…+400°С. Это обусловлено тем, что лишь в таких условиях циркониевый электролит, нанесенный на чувствительный элемент датчика, становится проводником электрического тока. Также при такой температуре разница атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе приведет к тому, что на электродах датчика появится электрический ток, который и будет передаваться на электронный блок управления двигателем.

Так как проверка кислородного датчика во многих случаях подразумевает снятие/установку то стоит учесть такие нюансы:

  • Лямбда — устройства очень хрупкие, поэтому при проверке нельзя подвергать их механическим нагрузкам и/или ударам.
  • Резьбу датчика необходимо обработать специальной термопастой. При этом нужно следить, чтобы паста не попала на его чувствительный элемент, поскольку это приведет к его некорректной работе.
  • При закручивании необходимо соблюдать значение крутящего момента, и пользоваться для этих целей динамометрическим ключом.

Точная проверка лямбда зонда

Точнее всего определить неисправность датчика концентрации кислорода позволит осциллограф. Причем использовать профессиональный аппарат необязательно можно снять осциллограмму используя программу-симулятор на ноутбуке либо другом гаджете.

График правильной работы датчика кислорода

На первом рисунке в данном разделе представлен график правильной работы датчика кислорода. В этом случае на сигнальный провод поступает сигнал, похожий на ровную синусоиду. Синусоида в данном случае означает, что контролируемый датчиком параметр (количество кислорода в выхлопных газах) находится в предельно допустимых границах, и просто происходит его постоянная и периодическая проверка.

График работы сильно загрязненного датчика кислорода

График работы датчика кислорода на обедненной топливной смеси

График работы датчика кислорода на обогащенной топливной смеси

График работы датчика кислорода на бедной топливной смеси

Далее представлены графики, соответствующие сильно загрязненному датчику, использованию двигателем автомобиля обедненной топливной смеси, богатой смеси, а также бедной смеси. Ровные линии на графиках означают, что контролируемый параметр вышел за допустимые пределы в ту или другую сторону.

Как устранить неисправность датчика кислорода

Если впоследствии проверки показало что причина в проводке, то проблема решится заменой жгута проводов либо фишки подключения, а вот при отсутствии сигнала от самого датчика зачастую говорит о необходимости замены датчика концентрации кислорода на новый, но прежде чем покупать новую лямбду можно воспользоваться одним из представленных ниже способов.

Метод первый

Предполагает очистку элемента подогре от нагара (применяется когда возникает неисправность нагревателя датчика кислорода). Для реализации этого метода необходимо обеспечить доступ к чувствительной керамической части устройства, которая скрыта за защитным колпачком. Снять указанный колпачок можно с помощью тонкого напильника, с помощью которого нужно сделать надрезы в области основания датчика. Если демонтировать колпачок полностью не получится, то допускается сделать маленькие окошки размером около 5 мм. Для дальнейшей работы необходимо около 100 мл ортофосфорной кислоты либо преобразователя ржавчины.

Когда защитный колпачок был демонтирован полностью, то для его восстановления на его посадочном месте придется воспользоваться аргоновой сваркой.

Процедура по восстановлению выполняется по следующему алгоритму:

  • Налить 100 мл ортофосфорной кислоты в стеклянную емкость.
  • Опустить керамический элемент датчика в кислоту. Полностью опускать датчик в кислоту нельзя! После этого подождать около 20 минут с тем, чтобы кислота растворила сажу.
  • Извлечь датчик и промыть его проточной водой из крана, а затем дать ему высохнуть.

Порой на выполнение чистки датчика таким методом нужно потратить до восьми часов времени, ведь если с первого раза очистить сажу не получилось, то имеет смысл повторить процедуру два и более раза, причем можно воспользоваться кистью для выполнения механической обработки поверхности. Вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой.

Метод второй

Предполагает выпаливание нагара на датчике. Для выполнения чистки датчика кислорода вторым методом кроме той же ортофосфорной кислоты понадобится еще и газовая горелка (как вариант использовать домашнюю газовую плиту). Алгоритм чистки следующий:

  • Окунуть чувствительный керамический элемент датчика кислорода в кислоту, обильно смочив его.
  • Взять датчик пассатижами с противоположной от элемента стороны и поднести к горящей конфорке.
  • Кислота на чувствительном элементе будет закипать, а на его поверхности образуется соль зеленоватого оттенка. Однако вместе с этим сажа с него будет удаляться.

Повторить описанную процедуру нужно несколько раз до тех пор, пока чувствительный элемент не станет чистым и блестящим.

47 комментариев
Статья полезная? Да 204 Нет
245k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 2021-12-15 20:05:37

    Богатая смесь, то могут форсунки лить или забит воздушный фильтр или датчик кислорода не корректно работает.

  • 2021-12-15 20:01:34

    А если наоборот, богатая смесь, что еще может быть кроме датчика?

  • 2021-11-26 21:29:16

    Может, его работу нужно проверять диагностическим оборудованием, а может дело не в датчике, а например есть подсос воздуха во впуске или низкое давление топлива или плохой распыл форсунок.

  • 2021-11-26 12:46:47

    Ошибка бедная смесь , может ли это быть датчик ?

  • 2021-10-13 19:51:45

    Уточните на каких автомобилях вы встречали 6-8?

  • 2021-09-20 19:57:12

    Цепь проверь,напряжение хватает? Бывает не 12 в а 6-8

  • 2021-09-12 19:52:56

    Спасибо, будем разбиратся

  • 2021-09-09 21:14:58

    Нет. У вас ошибки по бедной смеси нет? Проверяйте мотор на подсос воздуха. Бывает трескается штуцер картерных газов (для ХХ).

  • 2021-09-08 20:15:07

    Датчик новый. Фишку прозвонил напряжение есть.А может второй датчик влиять на первый?

  • 2021-09-08 15:15:45

    Проверьте проводку до датчика и сам разъем. Возможны окисления или обрыв.

  • 2021-09-06 20:26:52

    Подскажите, у меня ошибка 0130 0131(низкий уровень сигнала дк) датчик купил новый тоже самое. На холодную по сканору вроде сигнал скачет как положено 0.1_0.9машина нагревается до 90 и датчик зависает от0.01-0.05.второй весит в пределах0. 7.Подсос воздуха вроде нет. Машина калина2(ителма 75)

  • 2021-05-04 22:14:55

    Напишите вин номер и какой именно датчик кислорода, первый или второй. А почему пахнет выхлопными газами, вы датчик выкрутили?

  • 2021-05-04 21:30:26

    Здравствуйте у меня королла 1.3 не работает лямда тока вот не могу наити по номерам нигде нету какую вставит типер салон ваняет угарам што мне делать скажите пожалуста

  • 2021-03-27 22:15:40

    1) По поводу актуатора не подскажу не знаю. 2) Обороты двигателя были стабильны при замерах? Двигатель прогрет до рабочей температуры? Один раз была такая аномалия или повторяется?

  • 2021-03-27 18:01:49

    Но снова появилось пару вопросов: 1) Должен ли актуатор, к которому идет трубка от этого клапана, и который изменяет положение заслонки выхлопных газов ,идущих в турбину изменять положение этой заслонки на ХХ, если обороты двигателя увеличиваются больше 2000-3000. У меня актуатор не двигает заслонку, хотя ,вроде, должен... 2) При сканировании нижнего(2ого) лямбда-зонда произошла такая ситуация: график второй лямбы рисовался прямой линией при 625 милливольт, очень очень редко изменяясь на 5-10 милливольт. Вроде в норме. Но через минуту наблюдения график уверенно пошел ступеньками вверх и в течении полторы минуты достиг показаний 2250! милливольт, после чего начал также уверенно опускаться до показаний в 750 милливольт... Вопрос: что за аномалия такая и с чем это может быть связано? Спасибо заранее!

  • 2021-03-27 17:44:00

    И снова добрый день! Хотел отчитаться о решении проблемы, вдруг кому-то полезно будет! Итак, для устранения ошибки 0243 заменил электромагнитный клапан регулировки давления турбины, так называемый клапан N75. Причём вместо оригинального клапана под номером 8200702990,цены на который варьировались от 70 до 105 евро(безумство!), порывшись по форумам и найдя полезную информацию, поставил клапан под номером/ами 058906283C, 058 906 283 F, 058906283F, 058906283E для автомобилей VAG за 8 Евро( NoName)Он на 99% похож на оригинальный от Renault. После замены ошибка сразу испарилась, в том числе ошибка DF193, и надписи на панели БК "проверить впрыск" и "Service". Удача!!!

  • 2021-03-15 10:56:47

    Спасибо большое за помощь! Буду разбираться!

  • 2021-03-10 09:10:25

    Выдает bank 1 sensor 2.

  • 2021-03-09 15:41:11

    P0141 - Подогреваемый кислородный датчик 2, банк 1, управление нагревателем – неисправность электрической цепи. Проверьте сначала разъем датчика и до датчика, проводку датчика и до датчика, потом уже сам датчик проверять, разъем ЭБУ то же проверьте. Справа внизу на схеме этот датчик.

  • 2021-03-09 15:36:28

    Здравствуйте. Чем диагностику делали? Как правило, есть указания какой именно с датчиков выдает ошибку.

  • 2021-03-09 15:16:15

    Скорее всего так и есть. Посмотрите вот это видео по проверке клапана и попробуйте проделать у себя подобное. Если нет возможности, обратитесь на СТО. https://www.youtube.com/watch?v=Eak2IXn1OEo Так же вот в этом документе на двенадцатой странице почитайте принцип работы наддува, а также почитайте про работу в резервном режиме на семнадцатой странице. http://velsatis.by/manuals/lib/MR404X7317B000.pdf

  • 2021-03-09 14:00:34

    Подскажите, ошибка р0141, как понять какой именно датчик не работает? Всего стоит 4 шт. РАВ4 2003г. Спасибо.

  • 2021-03-07 00:36:28

    Не, мотор именно с турбиной, 163 ЛС. Ну, правда, я их особенно не чувствую. Машина куплена недавно, еще не успел со всем разобраться. Может это как раз из-за ошибки 243?

  • 2021-03-06 20:58:54

    Еще проверьте гофру на выпуске, она часто прогорает на этих моторах. Насколько большой расход у вас? В цифрах?

  • 2021-03-05 08:15:50

    Конечно датчик кислорода может влиять на расход топлива, он один из самых главных датчиков в смесеобразовании. Проверьте разъемы и проводу до датчиков, пробуйте заменить, раз диагностика на них указывает.

  • 2021-03-05 08:08:45

    Здравствуйте, у меня сузуки гранд эскудо, появился значительный расход топлива, поменял и почистил все что можно, и дымогенератором проверил утечки устранил, но на одном сканер показывает уж сильно резкие и постоянные браски по графику вверх вниз, на другом сканере вообще пишет что лямбды не активны, двигатель Н27А, поменял все кроме кислородников, могут ли они так влиять на расход топлива??? Ошибки не показывает по сканеру

  • 2021-03-03 22:06:13

    Эти моторы были с турбиной, но у вас же ее нет? Странно что сканер выдает 243 ошибку.

  • 2021-03-02 14:50:51

    Да

  • 2021-02-28 11:49:56

    Наверняка ошибки 352 353 появились после снятия катушек, они не текущие. Сбросьте их, появиться больше не должны. По поводу ошибки DF193. Думаю она не связана с АБС. Почитайте подробно про эту ошибку тут: https://www.drive2.ru/l/522470884162667104/ Думаю у вас что-то подобное. По поводу ошибки 243. Это перепускной клапан на надув турбины. У вас же бензиновый мотор F4R?

  • 2021-02-26 12:02:28

    Упоминание системы впрыска в ошибке DF193 -это тоже самое, о чём уведомляет Борткомпьютер или это совсем другая система, относящаяся к АБС? Могут быть ошибки 352 и 353 вследствии того, что перед этим я отсоединял контакты на катушки, чтобы проверить работу этих катушек. А вообще должен заметить, что двигатель работает ровно, без пропусков,без провалов. Если б не БК, я бы и не понял, что есть какая-то проблема с впрыском. Ошибка 243 другим сканером описана как :Turbocharger Westgate Solenoid A (речь идёт о турбированном бензиновом моторе 2,0), но это,наверное, тоже самое...))

  • 2021-02-26 02:21:34

    Спасибо,что не оставили без внимания. Renault Can Clip мне вряд ли удастся найти. Сегодня просканировал китайским Delphi. Выдало следующее:

  • 2021-02-25 23:39:43

    Нормальное напряжение, а то что выскакивает ошибка это нехорошо. Проведите диагностику с помощью Renault Can Clip и напишите какие есть ошибки.

  • 2021-02-24 14:50:22

    Скажите пожалуйста, если напряжение верхнего датчика часто опускается ниже 0.1В(до 0,065-0,08В ).На первый взгляд работает корректно: в пределах 0.065В-0,7В, но то что показания часто опускаются ниже нормального нижнего порога в 0,1В меня смущает. Борткомпьютер выдает уведомление "Проверить впрыск" ( Renault Megane2). Если это не правильно,то где может быть проблема: в лямбде или что-то с подготовкой смеси?

  • 2021-01-25 21:05:05

    Здравствуйте. Маловероятно. Напишите что за автомобиль у вас? Модель, год выпуска, двигатель? Может подскажу что-то.

  • 2021-01-25 08:19:43

    скажите, а если резкое нажатие на газ и двигатель захлёбывается, а плавное нажатие нормально, это может быть виновен датчик кислорода?

  • 2020-08-03 18:16:37

    Датчик кислорода лучше брать оригинал или той же фирмы, что и стоял, часто денсо фирмы стоит, а если универсальный датчик рассматриваете, то он может не корректно работать.

  • 2020-08-03 18:11:08

    Мой 18 стоита китай 8 Чет не дешево

  • 2020-05-30 19:29:03

    Ниссан альмера 2014 гв

  • 2020-05-28 14:38:06

    Датчики кислорода как правило не дешевые, особенно оригинальные на иномарку, так что сразу оба будет накладно, да и нет смысла. Напишите код ошибки, может проблема вообще в катализаторе. А бывает часто проблема в проводке до датчика кислорода, можно восстановить ее.

  • 2020-05-28 14:32:23

    извините , добрый день.Меган -2 , 2005 года

  • 2020-05-28 10:23:03

    Здравствуйте. Что у вас за автомобиль?

  • 2020-05-28 10:17:53

    может оба сразу и не заморачиваться

  • 2020-05-28 10:15:50

    спасибо

  • 2020-05-28 10:14:51

    как определить какой из них менять

  • 2020-05-26 20:15:37

    Не все сразу могут найти деньги на дорогостоящую запчасть.

  • 2020-01-10 16:40:40

    ей-Богу, онанизьм!!!

  • 2019-11-27 11:35:20

    ремонт бесполезен,только замена.

Загрузка комментариев