Клиновые и поликлиновые (ручейковые) ремни применяются для приведения в действие навесного оборудования – компрессора кондиционера, насоса ГУР, генератора и т. п. Многие производители используют взаимозаменяемые стандартизированные изделия, поэтому существует универсальная маркировка приводных ремней. Она наносится на поверхность изделий и позволяет подобрать деталь без привязки к бренду авто.
В коде маркировки содержится информация о длине окружности ремня, количестве его ручейков, профиле зуба и других ключевых характеристиках.
Подробнее о том, что означают маркировки ремней для авто, какие существуют стандарты и как расшифровать комбинацию из цифр и букв, расскажет эта статья.
Расшифровка маркировки приводных ремней
Когда менять приводной ремень и как его подобрать: видео
Расшифровка маркировки приводных ремней позволяет узнать все рабочие характеристики изделия и совместимость с конкретной моделью при отсутствии сведений о применяемости в каталогах. Стандарты кодировки для разных видов ремней и значения их символики указаны ниже.
Маркировка ручейковых ремней
Ручейковые, или поликлиновые ремни – самые распространенные на современных авто. Свое название они получили из-за того, что их рабочая поверхность представляет собой ряд из нескольких («поли» – греч. «много») параллельных профилей – ручейков, образованных трапециевидными выступами-клиньями.
Маркировка поликлиновых ремней обычно осуществляется в соответствии с международными нормами ISO 9982, которым в России соответствуют ТУ 2564 435 00149311-2006.
Маркировка ремня генератора с поликлиновой рабочей поверхностью по ISO осуществляется по формуле «число+буквы+число», например, 4PK738 (также в конце может присутствовать обозначение варианта исполнения в виде буквенного кода, например 4PK 738 SF), где:
- 4 – количество ручейков (клиньев);
- PK – код профиля клиньев;
- 738 – окружность ремня в миллиметрах;
- SF (XS) — вариант исполнения.
Маркировка поликлиновых ремней по размеру профиля клиньев осуществляется с помощью двух букв, которыми кодируется расстояние между центрами соседних ручейков:
Типы и размеры профилей клиньев
Тип профиля | Высота А мм. | Расстояние между центрами мм. |
---|---|---|
PH | 2,5 | 1,6 |
PJ | 3,50 | 2,34 |
PK | 5,50 | 3,56 |
PL | 7,0 | 4,7 |
PM | 13,0 | 9,4 |
Дополнительно встречаются двухсторонние ремни, в маркировке обозначаются буквой D (double) перед размером профиля, например: 6DPK1440.
Обозначение вариантов исполнения указывается на ремнях, имеющих свои особенности:
- XS — ремни с арамидным кордом;
- SF — эластичные ремни (stretch fit);
- EMD — ремень для системы старт-стоп EMD.
Производитель Contitech по своему маркирует специфические особенности ремней, для эластичных ремней слово ELAST (используется без натяжных роликов и имеют стойкость к проскальзыванию) или высокопрочные EXTRA, а также обозначение специнструмента T1 или K1, например 6PK1042 ELAST T1. Кроме того на эластичных ремнях может указываться в скобочках или через слэш производственный размер.
Наиболее распространены ручейковые ремни с профилем PK, в котором ширина клина составляет 3,56 мм. В российской стандартизации его аналог отсутствует, а в целом маркировка записывается аналогично, например, 12Л2000, где:
Пример приводного ремня с российской маркировкой
- 12 – количество ручейков;
- Л – код профиля;
- 2000 – окружность в миллиметрах.
Если вы выбираете отечественный поликлиновой ремень, расшифровка маркировки по буквам осуществляется так:
- К – 2,4 мм;
- Л – 4,8 мм;
- М – 9,5 мм.
Как можно заметить, профили К, Л и М примерно соответствуют PJ, PL и PM.
Если требуется заменить старый российский (советский) поликлиновой ремень, то допустимо использовать современный аналог с ISO-маркировкой при небольшом количестве ручейков (до 5-6). На широких ремнях, имеющих до 10–20 клиньев, смещение ручейков окажется слишком существенным, что негативно скажется на ресурсе детали.
Кроме основной маркировки определяющий размер, на ремне привода навесных агрегатов, как и на ремне ГРМ, есть и другая важная информация позволяющая узнать из какого материала был он сделан и дату производства.
Дата изготовления и материал
В отличие от ремней ГРМ, для навесных ремней нет строгих требований по соблюдению даты производства и использования. Тем не менее необходимо помнить, что резина стареет, и средний срок эксплуатации ремня около 5 лет.
В основном дата производства указывается на коробке, а на самом ремне она бывает не часто и не у всех производителей, но в понятном формате: 24052016 (число, месяц, год).
Еще срок службы зависит от материала, из которого сделан ремень. Рабочая часть поликлинового ремня, которая больше всего подвергается нагрузке, называется компаунд. Материал, из которого он изготовлен, бывает 4-х видов, и это основной фактор влияющий на цену и долговечность ремня.
- SBR — Стирол-бутадиен каучук (самый бюджетный вариант, быстро появляются трещины).
- CR — Хлоропрен (более маслостойкий и гибкий чем стирольный каучук, но быстро теряет свою эластичность и дубеет).
- EPDM — Этиленпропилен-диеновый каучук (появился недавно и сейчас наиболее популярный вариант, но плохо совместим с жидкостями на нефтянной основе).
- HNBR — Гидрированный бутадиенакрилонитрильный каучук (более стойкий к критическим температурам, но и самый дорогой вариант).
Маркировка клиновых ремней
Клиновой ремень – это классическая разновидность привода, получившая название за клиновидную форму профиля. Такие ремни чаще используются на старых моделях, а на современных авто могут встречаться только в качестве отдельного привода какого-то одного устройства, вроде генератора или кондиционера.
Маркировка клиновых ремней по размеру и другим параметрам гораздо более разнообразна, чем у поликлиновых, так как существует несколько параллельных стандартов, используемых в разных странах:
- ГОСТ 1284-89 – советский и российский стандарт;
- ISO 9001:2008 – международный аналог ГОСТ;
- DIN 2215 – немецкий стандарт, используемый в Европе;
- RMA – американский стандарт.
ГОСТ
Клиновые ремни с маркировкой ГОСТ
Маркировка клиновых ремней согласно ГОСТ (1284.1-89 и 1284.2-89, которые определяют технические условия и требования). Записывается по формуле «буква+число», например, А 3350 ГОСТ 1284.2-89, где:
- А – код профиля;
- 3350 – длина окружности по корду в миллиметрах.
Маркировка ремня генератора по советской и российской системе может использовать следующие буквы и цифры: (0, А, Б, В, Г, Д, Е.)
ISO
Согласно международным нормативам ISO, маркировка клиновых ремней по длине и профилю осуществляется по формуле «буквы+число+буквы», например ремень для ВАЗ 2105 (2106-2107) обозначается AVX10-944La, где:
- AVX10 (Z или SPZ) – код профиля;
- 944 – длина окружности в миллиметрах;
- Li – параметр, по которому измерялась длина окружности.
Ремень Contitech AVX13X1060 применяется в автомобилях Мазда 323 и Вольво 740
Профиль AVX используется во многих автомобилях как ремень генератора и представляет собой узкий клиновый зубчатый ремень. В кодах профиля AVX зашифрованы основные параметры, в начале ширина и затем высота в мм.
- AVX10 — 10x8,
- AVX11.9 — 11.9x8,
- AVX13 — 13x10.
В буквенной маркировке профиля ремня зашифрованы 4 его размерности: наибольшая ширина, рабочая ширина, нижняя ширина и высота. Для обозначения ремней со стандартным профилем используются следующие коды: (Z, A, B, C, D, E.)
Классические ремни | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | Z | A | B | C | D | E |
ГОСТ | 0 | А | Б | В | Г | Д | |
DIN | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 | |
RMA | - | A | B | C | D | E | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | 27 | 32 | |
Нижняя Wi | 6.1 | 7.8 | 9.4 | 12.9 | 19.2 | 22.4 | |
Длина мм. | Min | 472 | 590 | 658 | 1142 | 2075 | 5082 |
Max | 2522 | 5030 | 7143 | 8052 | 12575 | 11282 | |
Высота мм. | T | 6 | 8 | 11 | 14 | 20 | 25 |
Маркировка клиновых ремней по длине в ISO
Wa — верхняя ширина, Wp — рассчетная, Wi — нижняя ширина, T — высота мм.
Размер ремня генератора автомобиля или другого навесного оборудования в миллиметрах по ISO может измеряться в разных местах, на что и указывают буквы в конце маркировки:
- L или La – по верхней (широкой) грани;
- Lw, Lp или Ld – «рабочая» длина по корду;
- Li – по нижней (узкой) грани.
Из-за разницы в подходах к измерению условный ремень SPA 800 L фактически будет немного короче, чем SPA 800 Li, несмотря на то, что обозначенная длина окружности в миллиметрах идентична.
RMA
В американской автомобильной технике может использоваться своя маркировка приводных ремней, расшифровка которой в стандарте RMA осуществляется схожим образом. Детали обозначаются по формуле «буквы+число» или «число+буквы+число», например, A 1200 или 3V 700, где:
- A или 3V – тип профиля ремня;
- 1200 или 700 – длина ремня.
Узкоклиновые ремни имеют начальную маркировку вида «число+буквы», которые расшифровываются так:
- 3V или 3VX и 9N (аналог SPZ и XPZ) – ширина 9 мм, высота 8 мм;
- 5V или 5VX и 15N (аналог SPB и XPB) – 15/ 13 мм;
- 8V или 8VX и 25N – 25/ 23 мм;
Буква X в маркировке указывает на то, что рабочая поверхность ремня – зубчатая, плоские ремни обозначаются одной буквой V.
Для перевода из 1/10 дюйма в миллиметры длину окружности необходимо умножить на 2,54. Таким образом ремень 3V 280 будет по своим параметрам идентичен ремню 9N 710.
DIN
Немецкий стандарт DIN, использует маркировку ремней навесного оборудования по формуле «число+число» или «число+x+число», например, 13-1050 или 13x1050, где:
- 13 – максимальная ширина профиля в миллиметрах;
- 1050 – окружность по внутренней грани (Li) в миллиметрах.
Разделительный символ указывает на форму рабочей поверхности ремня: дефисом обычно обозначаются плоские детали, а буквой «x» – с зубчатой насечкой.
Как соотносятся обозначения клиновых приводных ремней в разных системах, поможет разобраться таблица.
Узкие ремни | |||||
---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | SPZ (XPZ) | SPА (XPA) | SPB (XPB) | SPC (XPC) |
ГОСТ | У0 | УА | УБ | УВ | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 9.7 | 12.7 | 16.3 | 22 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | |
Нижняя Wi | 4 | 5.6 | 7.1 | 9.3 | |
Длина мм. | Min | 512 | 647 | 1250 | 2000 |
Max | 3550 | 4500 | 8000 | 12250 | |
Высота мм. | T | 8 | 10 | 13 | 15 |
Отличие между ремнями S и X в названии профиля по стандарту ISO заключается в форме: букву S в маркировке содержат классические плоские, X – с формованным зубом.
Так как во всех стандартах маркировки трех- или четырехзначное число всегда указывает длину, при подборе ремня ориентироваться нужно в первую очередь на код профиля. Ведь, как можно видеть, аналогичные и взаимозаменяемые клиновые ремни для генераторов и другого навесного оборудования автомобилей в разных стандартах имеют разные маркировки. Поэтому, если поиск не выдает нужной детали по одной маркировке, ее можно поискать по другой.
- Схема генератора автомобиля
- Как устранить свист ремня генератора
- Свист на холодном двигателе
- Кондиционер для приводных ремней
- Как проверить генератор
- Проверка реле напряжения
- Генератор автомобиля – устройство, основные неисправности и как продлить срок работы
- Ремонт генератора Valeo 90A
- Поликлиновый ремень навесного оборудования. Принцип работы и приведения в действие обводного ремня навесных агрегатов (генератора, кондиционера, ГУРа)