Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.
Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6
До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.
Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла
Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:
- S (service) – хронологический порядок категорий качества смазки для бензиновых ДВС;
- C (commercial) – хронологический порядок категорий и назначений смазки для дизельных моторов;
- EC (energy conserving) – категории энергосберегающих масел. Это высококачественные, легкотекучие и маловязкие смазки, которые могут уменьшать расход топлива на бензиновых двигателях.
Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.
Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.
Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:
Маркировка на канистре масла RIXX
- TP N — указатель внутренней серии синтетических масел компании;
- SAE 5W-30 — обозначение индекса вязкости;
- API SP-RC — соответствие смазки новейшему стандарту API SP, а приставка RC означает “продлевающее ресурс” (resource conserving);
- ILSAC GF-6A — соответствие новым нормам специально для класса вязкости всесезонного масла 5W-30, а также включает в себя характеристики API SP и лучше экономит топливо;
- PAO — синтетическое масло 4-й группы — “ПолиАльфаОлефиновое”.
Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.
Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:
- присутствие эффекта экономии топлива;
- устойчивость к сдвигу (смазка способна сохранять свои характеристики при повышении давления);
- лучшие показатели фильтрации при низких температурах;
- уменьшение концентрации фосфора в масле (увеличение срока службы катализатора);
- снижение расхода масла (уменьшение летучести);
- меньшее количество образования пены;
- более низкая вязкость смазывающих составов (применимо к моторам с высокой мощностью).
Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:
- если толщина образуемой на деталях масляной пленки будет больше предусмотренных заводских зазоров – поршневая группа будет все время перегреваться;
- если толщина пленки будет меньше стандартов – смазка начнет выгорать выше нормы.
Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC
С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.
Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.
- API SM — стандарт, утвержденный 30 ноября 2004 года. Включает в себя смазки для современных моторов бензинового образца, многоклапанных, в том числе турбированных. При сравнении с более ранним классом SL, масла категории SM лучше защищают от окисления и преждевременного износа компонентов двигателя. По показателям энергосбережения продукция может сертифицироваться по стандартам ILSAC. Масла могут заливаться в моторы, которым рекомендуется использование класса SJ и более ранних спецификаций.
- API SN – нормы, введенные 1 октября 2010 года. Главное отличие SN от ранних классов заключается в требовании ограничить содержание фосфора, чтобы смазка была совместима с системами нейтрализации отработавших газов. Также данная спецификация API для бензиновых двигателей способствует более комплексному энергосбережению. Не учитывая высокотемпературную вязкость, такие масла полностью соответствуют европейским стандартам ACEA C2, C3 и C4. Смазку API SN можно заливать в мотор вместо SM.
- API SP – требования, утвержденные в мае 2020 года. Обеспечивают защиту деталей двигателя от “калильного зажигания” – эффекта преждевременного воспламенения, которое происходит на низких оборотах (LSPI). Уменьшает износ цепи ГРМ и защищает турбонагнетатели и поршни от высокотемпературных отложений. Направлено на контроль образования нагара и прочих отложений. Соответствует стандартам ILSAC GF-6A и может использоваться вместо спецификации SN.
Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.
- GF-4 – требования, введенные в 2004 году. Пришли на смену устаревшим GF-3 и призваны ужесточить нормы API SM. Обязательные требования – улучшение моющих характеристик, снижение расхода топлива и уменьшение концентрации фосфора на 0,08%. При увеличенном сроке эксплуатации такие масла должны сохранять свои основные характеристики.
- GF-5 – стандартизация от 2010 года. Она была введена вместе с нормами API SN и представляет собой жесткие требования к защите элементов от шламообразования. Также оно ужесточает требования по защите турбин и поршней от высокотемпературных отложений. Основное отличие от масел более ранних спецификаций – его можно применять на моторах, которые работают на биотопливе. Стандарт позволяет максимально увеличивать периодичность замены масла.
- GF-6 – спецификация 2020 года. Правила были введены одновременно с API SP, так как основной их задачей является защита компонентов современного бензинового двигателя от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах. Такие масла рекомендованы для моторов с системой непосредственного впрыска GDI, защищают цепь ГРМ от преждевременного износа и полностью подходят на модификации с системой “старт-стоп”.
Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.
Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими
Результаты тестов API SP
Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.
Чем моторное масло API SP лучше?
В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.
Показатели масла | API SP | API SN |
---|---|---|
Стойкость к окислению | 8 баллов | 7 баллов |
Нагар и отложение на поршнях | 4,2 балла | 3,7 баллов |
Шламообразование | 2 балла | 1 балл |
Сажевые отложения | 7,6 баллов | 8 баллов |
Защита двигателя от износа | более 5 баллов | 3 балла |
Экономия топлива | 3,1% | 1,9% |
Совместимость с системами очистки выхлопных газов | Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор | Совместимы |
Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6
Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6
При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости: 0w-20, 0w-30, 5w-20 и 5w-30. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:
- отложения на поршнях;
- устойчивость к окислению;
- защита кулачков от износа;
- защита от высокотемпературных отложений;
- экономия бензина;
- предотвращение коррозии;
- калильное зажигание;
- защита цепи ГРМ от износа.
В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.
Свойства моторного масла | ILSAC GF-5 | ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A |
---|---|---|
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) | 1 балл | 8 баллов |
Нагар и отложения на поршнях | 5 баллов | 8 баллов |
Защита от износа цепи ГРМ | 1 балл | 8 баллов |
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре | 6 баллов | 8 баллов |
Снижение шламообразования | 1 балл | 2 балла |
Экономия топлива | 1,9% | 3,1% |
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов | Совместимы | Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла |
В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Что означает ILSAC GF-6?
ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:
- GF-6A — для всех стандартных классов вязкости;
- GF-6B — для класса вязкости 0W-16.
-
Чем новый стандарт SP лучше?
Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:
- износу деталей поршневой группы;
- сгущению сажи;
- высокому расходу топлива;
- окислению;
- образованию нагара на поршнях;
- шламообразованию (суспензия смолистых элементов, которая скапливается на деталях).
-
Чем отличается моторное масло SN от SP?
Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:
- защищает от преждевременного воспламенения (калильного зажигания);
- лучше защищает цепь ГРМ от износа;
- эффективнее защищает турбокомпрессор и поршни от образования высокотемпературных отложений;
- улучшает топливную экономичность;
- делает масла более совместимыми с современными системами очистки выхлопных газов;
- более совместимо с топливом, в котором повышена концентрация этанола (E85).
-
На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?
Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.
- Характеристики моторных масел
- Масло Роснефть - что в канистрах?
- ТОП-5 моторных масел по версии пользователей PartReview
- Особенности масла Шелл Хеликс
- Рейтинг моторных масел 10W40
- Срок годности моторного масла
- Маркировка моторных масел
- Через сколько км менять масло в двигателе
- Присадки уменьшающие расход масла
-
22 января 2022
хорошо если не забуду отпишусь.
-
22 января 2022
Понятно. Если будет возможность отпишитесь как поездите на этом масле 3-5 тыс. км.
-
21 января 2022
Ниссан Ихстрейл 12 года
-
21 января 2022
интересный опыт. что за автомобиль у вас?
-
21 января 2022
да так не для чего.просто хорошему маслу не вижу смысла пропадать от прежних замен,форум давно лью нравится а эстерами(Манолл) ПАО не испортишь их всего 500гр на основные масла приходится плюс они хороши своей полярностью к деталям трущихся поверхностей.А так хитрила соточку пробежал радует дай бог ещё столько же пробежит))
-
21 января 2022
А для чего такой микс и такие эксперименты?
-
21 января 2022
Всё масла поменял залил в хитрилу микс из масел Равенол ФДС 5в30 и Равенол СФЕ 5в20 и Шелл Хеликс ультра ЕСТ 5в30 +Манолл Эстер аддитив 9929+добавка Форум.Так же заменил масло в вариаторе с промывкой поддона магнитов и заменой фильтра грубой очистки и тонкой очистки залил Идемитцу CVTF методом прогона через аппарат порядка 12 литров,с прокладкой поддона новой.
-
17 января 2022
интересная информация. зайду почитаю, спасибо!
-
17 января 2022
А на оил клубе пацаны аж по 5 разных масел смешивали и катали и потом на анализ и всё нормуль было.Я на днях буду менять масло буду шелл лить смешанный с равенолом и манолом +добавку форум.
-
3 января 2022
А кто производитель? Что то сомнительный бренд.
-
3 января 2022
сегодня залил это новое масло бравойл 5 на 30 с индексом 6. посмотрим. до этого заливал индекс 5, но масло мне понравилось и до этого тоже.
-
22 декабря 2021
Добрый вечер. Смешивания масел разных допусков и спецификаций может привести к распаду присадок, а также увеличению нагрузки на сажевый фильтр.
-
21 декабря 2021
кто-нибудь видел, что такое "распад присадок"? да и экономия 3% сомнительна, пару-тройку хороших прогазовок....