Новые спецификации API SP и ILSAC GF-6

Классификация моторных масел по американской системе API разделяет смазки по уровню качества и типу эксплуатируемой техники. Спецификация API является основной, а международные стандарты ILSAC считаются подклассом API, которые направлены на ужесточение требований основной классификации.

Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6

Моторное масло RIXX SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6

До 2019 года стандарты API насчитывали 12 классов качества для бензиновых двигателей и 14 классов для дизельных. По ILSAC было стандартизировано 5 категорий – GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5. С начала 2020 года вступили в действие новые стандарты API SP и ILSAC GF-6. В данной статье мы расскажем, в чем преимущество масел с новыми спецификациями, для каких двигателей они рассчитаны, в какие моторы их не нужно заливать и в чем разница между API SP и маслом API SN.

Зачем нужно соблюдать соответствие спецификации масла

Для того, чтобы точнее определить, что такое спецификации API, подробно разберем как они формируются. По американской классификации есть три категории качества и назначения моторного масла:

  • S (service) – хронологический порядок категорий качества смазки для бензиновых ДВС;
  • C (commercial) – хронологический порядок категорий и назначений смазки для дизельных моторов;
  • EC (energy conserving) – категории энергосберегающих масел. Это высококачественные, легкотекучие и маловязкие смазки, которые могут уменьшать расход топлива на бензиновых двигателях.

Первый символ после API основной и означает для какого типа мотора данная смазка (S — бензин, C — дизель). Второй символ показывает возможность применения масла исходя из года выпуска мотора, а также на наличие или отсутствие турбины. Для каждого нового класса производители меняют второй символ, присваивая следующую по алфавиту букву.

Если масло является универсальным и подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, то в его спецификации ставится сразу 2 обозначения, например стандарт API SJ/CF.

Для примера рассмотрим маркировку нового масла RIXX:

Маркировка на канистре масла RIXX

  • TP N — указатель внутренней серии синтетических масел компании;
  • SAE 5W-30 — обозначение индекса вязкости;
  • API SP-RC — соответствие смазки новейшему стандарту API SP, а приставка RC означает “продлевающее ресурс” (resource conserving);
  • ILSAC GF-6A — соответствие новым нормам специально для класса вязкости всесезонного масла 5W-30, а также включает в себя характеристики API SP и лучше экономит топливо;
  • PAO — синтетическое масло 4-й группы — “ПолиАльфаОлефиновое”.

Так как нормы расхода топлива и выброса парниковых газов постоянно ужесточаются, автопроизводители совершенствуют свои двигатели и теперь могут снимать с 1 литра рабочего объема 130 л.с. и более. Это приводит к тому, что принятые стандартизации становятся неактуальными. Это и является ответом, почему API SN устарел. Он был основным свежим стандартом для бензиновых моторов начиная с 2011 года выпуска на вплоть до мая 2020 года, а с того момента перестал соответствовать нормам. API SP это новая спецификация, которая в условиях работы двигателя при высоких температурах и повышенной нагрузке способствует большей экономии топлива и направлена на увеличение ресурса двигателя.

Также важно разобраться, что означает классификация ILSAC. Это дополнительная стандартизация, которая вносит более жесткие требования к следующим параметрам:

  • присутствие эффекта экономии топлива;
  • устойчивость к сдвигу (смазка способна сохранять свои характеристики при повышении давления);
  • лучшие показатели фильтрации при низких температурах;
  • уменьшение концентрации фосфора в масле (увеличение срока службы катализатора);
  • снижение расхода масла (уменьшение летучести);
  • меньшее количество образования пены;
  • более низкая вязкость смазывающих составов (применимо к моторам с высокой мощностью).

Соблюдать стандарты нужно, потому что если в ДВС залить масло с не подходящими допусками и спецификацией, это может привести к одному из двух негативных результатов:

  • если толщина образуемой на деталях масляной пленки будет больше предусмотренных заводских зазоров – поршневая группа будет все время перегреваться;
  • если толщина пленки будет меньше стандартов – смазка начнет выгорать выше нормы.
Смешивания масел разных допусков и спецификаций может привести к распаду присадок, а также увеличению нагрузки на сажевый фильтр. Общий уровень защиты двигателя в нагруженном режиме снизится.

Чем отличаются масла в зависимости от API и ILSAC

С мая 2020 года в на смену старых стандартов API SN и спецификации ILSAC GF-5 пришли новые нормы API SP и ILSAC GF-6A/GF-6B. Данные требования в первую очередь направлены на то, чтобы сделать масла более устойчивыми к внешнему воздействию.

Классификация масел по API включает в себя много классов в зависимости от года выпуска силовой установки. Но так как большинство из них уже являются устаревшими, рассмотрим список самых актуальных.

  • API SM — стандарт, утвержденный 30 ноября 2004 года. Включает в себя смазки для современных моторов бензинового образца, многоклапанных, в том числе турбированных. При сравнении с более ранним классом SL, масла категории SM лучше защищают от окисления и преждевременного износа компонентов двигателя. По показателям энергосбережения продукция может сертифицироваться по стандартам ILSAC. Масла могут заливаться в моторы, которым рекомендуется использование класса SJ и более ранних спецификаций.
  • API SN – нормы, введенные 1 октября 2010 года. Главное отличие SN от ранних классов заключается в требовании ограничить содержание фосфора, чтобы смазка была совместима с системами нейтрализации отработавших газов. Также данная спецификация API для бензиновых двигателей способствует более комплексному энергосбережению. Не учитывая высокотемпературную вязкость, такие масла полностью соответствуют европейским стандартам ACEA C2, C3 и C4. Смазку API SN можно заливать в мотор вместо SM.
  • API SP – требования, утвержденные в мае 2020 года. Обеспечивают защиту деталей двигателя от “калильного зажигания” – эффекта преждевременного воспламенения, которое происходит на низких оборотах (LSPI). Уменьшает износ цепи ГРМ и защищает турбонагнетатели и поршни от высокотемпературных отложений. Направлено на контроль образования нагара и прочих отложений. Соответствует стандартам ILSAC GF-6A и может использоваться вместо спецификации SN.
Производителей моторных масел рекомендуют соблюдать основное правило при замене смазки – лейте ту же или более высокую спецификацию. То есть, если было залито SN, то можно снова выбрать такое же или лучше залить SP (но никак не SM)!

Теперь давайте рассмотрим что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году. Для этого, среди всех классов уточним характеристики наиболее актуальных стандартов – GF-4, GF-5 и GF-6.

  • GF-4 – требования, введенные в 2004 году. Пришли на смену устаревшим GF-3 и призваны ужесточить нормы API SM. Обязательные требования – улучшение моющих характеристик, снижение расхода топлива и уменьшение концентрации фосфора на 0,08%. При увеличенном сроке эксплуатации такие масла должны сохранять свои основные характеристики.
  • GF-5 – стандартизация от 2010 года. Она была введена вместе с нормами API SN и представляет собой жесткие требования к защите элементов от шламообразования. Также оно ужесточает требования по защите турбин и поршней от высокотемпературных отложений. Основное отличие от масел более ранних спецификаций – его можно применять на моторах, которые работают на биотопливе. Стандарт позволяет максимально увеличивать периодичность замены масла.
  • GF-6 – спецификация 2020 года. Правила были введены одновременно с API SP, так как основной их задачей является защита компонентов современного бензинового двигателя от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах. Такие масла рекомендованы для моторов с системой непосредственного впрыска GDI, защищают цепь ГРМ от преждевременного износа и полностью подходят на модификации с системой “старт-стоп”.

Смазывающие составы класса ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.

Стоит уточнить, что данные списки относятся лишь к маслам бензиновых двигателей. На смазки для дизельных моторов распространяются свои отдельные классификации.

Преимущество масел со спецификацией API SP и ILSAC GF-6 перед предыдущими

Результаты тестов API SP

Перед тем, как выбирать какое-то определенное масло, нужно понять, чем новый стандарт SP лучше. Он наряду с ILSAC GF-6 ввел более жесткие требования к производству смазок. теперь новая продукция способствует сохранению ресурса моторов, продлевает срок их службы и значительно снижает уровень расхода топлива. Для наглядности лучше всего будет сравнить новый API SP допуск со старым SN, а также отдельно рассмотреть преимущество ILSAC GF-6 над GF-5.

Чем моторное масло API SP лучше?

В таблице ниже представлено сравнение основных характеристик масел с допусками SP и SN, которые были определены в результате лабораторных тестов. Ориентируясь на приведенные данные, вам будет проще оценить преимущество масел с допуском SP.

Показатели масла API SP API SN
Стойкость к окислению 8 баллов 7 баллов
Нагар и отложение на поршнях 4,2 балла 3,7 баллов
Шламообразование 2 балла 1 балл
Сажевые отложения 7,6 баллов 8 баллов
Защита двигателя от износа более 5 баллов 3 балла
Экономия топлива 3,1% 1,9%
Совместимость с системами очистки выхлопных газов Совместимы, но более безопасны при попадании продуктов сгорания в катализатор Совместимы


Стоит ли покупать масло для двигателя со спецификацией ILSAC GF-6

Результаты тестов ILSAC GF-5 и GF-6

При ориентировании на спецификации ILSAC стоит уточнить, что с мая 2020 года есть две новые категории — GF-6A и GF-6B. Стандартизация ILSAC GF-6A предназначена для моторных масел всех известных классов вязкости: 0w-20, 0w-30, 5w-20 и 5w-30. А вот ILSAC GF-6B характеризуется теми же свойствами, но рассчитана исключительно на масла Petro-Canada Supreme Synthetic с вязкостью 0W-16. На картинке справа показаны результаты следующих тестов:

  1. отложения на поршнях;
  2. устойчивость к окислению;
  3. защита кулачков от износа;
  4. защита от высокотемпературных отложений;
  5. экономия бензина;
  6. предотвращение коррозии;
  7. калильное зажигание;
  8. защита цепи ГРМ от износа.

В таблице ниже показано сравнение спецификации ILSAC GF-5 с новой GF-6. Данные взяты из результатов лабораторных исследований и проведения восьми тестов.

Свойства моторного масла ILSAC GF-5 ILSAC GF-6B и ILSAC GF-6A
Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI) 1 балл 8 баллов
Нагар и отложения на поршнях 5 баллов 8 баллов
Защита от износа цепи ГРМ 1 балл 8 баллов
Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре 6 баллов 8 баллов
Снижение шламообразования 1 балл 2 балла
Экономия топлива 1,9% 3,1%
Совместимость с системами доочистки выхлопных газов Совместимы Совместимы, но лучше предохраняет катализатор от попадания продуктов сгорания масла


В результате теста видно, насколько масло API SP ILSAC GF-6 превосходит смазку более раннего стандарта GF-5 и что его действительно следует покупать для новых двигателей. Самое большое отличие было замечено в способности новых смазочных материалов предотвращать неконтролируемое преждевременное зажигание. Поэтому ILSAC GF-6 подойдет в малолитражный автомобиль, оснащенный турбонаддувом.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Что означает ILSAC GF-6?

    ILSAC GF-6 — это новая стандартизация моторных масел, которая полностью соответствует современному классу API SP. Она состоит из двух категорий:

    • GF-6A — для всех стандартных классов вязкости;
    • GF-6B — для класса вязкости 0W-16.
    Если на этикетке с маслом есть такая маркировка значит оно является оптимальным для форсированных малолитражных двигателей с турбиной.
  • Чем новый стандарт SP лучше?

    Стандарт API SP по сравнению с предыдущим SN показывает лучшие характеристики по устойчивости к следующим параметрам:

    • износу деталей поршневой группы;
    • сгущению сажи;
    • высокому расходу топлива;
    • окислению;
    • образованию нагара на поршнях;
    • шламообразованию (суспензия смолистых элементов, которая скапливается на деталях).

  • Чем отличается моторное масло SN от SP?

    Отличий между маслами с этими спецификациями довольно много. API SP превосходит SN сразу по нескольким показателям:

    • защищает от преждевременного воспламенения (калильного зажигания);
    • лучше защищает цепь ГРМ от износа;
    • эффективнее защищает турбокомпрессор и поршни от образования высокотемпературных отложений;
    • улучшает топливную экономичность;
    • делает масла более совместимыми с современными системами очистки выхлопных газов;
    • более совместимо с топливом, в котором повышена концентрация этанола (E85).

  • На сколько масло ILSAC GF-6 лучше экономит топливо?

    Согласно с результатами проведенных тестов экономия топлива при использовании масел ILSAC GF-6 составила 3,1%. Результат ILSAC GF-5 немного меньше — всего 1,9%.

13 комментариев
Статья полезная? Да 131 Нет
31k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 22 января 2022

    хорошо если не забуду отпишусь.

  • 22 января 2022

    Понятно. Если будет возможность отпишитесь как поездите на этом масле 3-5 тыс. км.

  • 21 января 2022

    Ниссан Ихстрейл 12 года

  • 21 января 2022

    интересный опыт. что за автомобиль у вас?

  • 21 января 2022

    да так не для чего.просто хорошему маслу не вижу смысла пропадать от прежних замен,форум давно лью нравится а эстерами(Манолл) ПАО не испортишь их всего 500гр на основные масла приходится плюс они хороши своей полярностью к деталям трущихся поверхностей.А так хитрила соточку пробежал радует дай бог ещё столько же пробежит))

  • 21 января 2022

    А для чего такой микс и такие эксперименты?

  • 21 января 2022

    Всё масла поменял залил в хитрилу микс из масел Равенол ФДС 5в30 и Равенол СФЕ 5в20 и Шелл Хеликс ультра ЕСТ 5в30 +Манолл Эстер аддитив 9929+добавка Форум.Так же заменил масло в вариаторе с промывкой поддона магнитов и заменой фильтра грубой очистки и тонкой очистки залил Идемитцу CVTF методом прогона через аппарат порядка 12 литров,с прокладкой поддона новой.

  • 17 января 2022

    интересная информация. зайду почитаю, спасибо!

  • 17 января 2022

    А на оил клубе пацаны аж по 5 разных масел смешивали и катали и потом на анализ и всё нормуль было.Я на днях буду менять масло буду шелл лить смешанный с равенолом и манолом +добавку форум.

  • 3 января 2022

    А кто производитель? Что то сомнительный бренд.

  • 3 января 2022

    сегодня залил это новое масло бравойл 5 на 30 с индексом 6. посмотрим. до этого заливал индекс 5, но масло мне понравилось и до этого тоже.

  • 22 декабря 2021

    Добрый вечер. Смешивания масел разных допусков и спецификаций может привести к распаду присадок, а также увеличению нагрузки на сажевый фильтр.

  • 21 декабря 2021

    кто-нибудь видел, что такое "распад присадок"? да и экономия 3% сомнительна, пару-тройку хороших прогазовок....