Неисправности стартера

Когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты. Каждая из причин неисправности определяется по характерным симптомам или в результате проверки.

Неисправности стартера

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.

Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.

Устройство стартера

Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:

Принцип работы стартера

  • Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.
  • Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).
  • Затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая и замыкает контакты втягивающего реле вследствие чего, мотор стартера начинает вращаться. А одновременно с этим вилкой от якоря выдвигается вперед бендикс, приводя свою шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Что впоследствии и приводит к запуску.
  • В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, нежели шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.

Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает. Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.

Электрические причины неисправности

Когда стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь, начиная от аккумулятора:

  1. АКБ должен быть хорошо заряжен;
  2. Контакты «массы» надежны и хорошо закреплены;
  3. Провод от клеммы втягивающего реле цел и имеет хороший контакт;
  4. Провод на участке аккумулятор стартер не поврежден и имеет хороший контакт;
  5. Контактная группа замка зажигания исправно функционирует.

На эти неисправности стоит обратить внимание, когда ключ повернут в замке зажигания, но не срабатывает втягивающее, не вращается якорь. Если произошел обрыв обмотки тягового реле, а также замыкание между витками или замкнуло на массу.

О проблемах стартера по электрической части будет говорить также при медленном прокручивании маховика.

И когда видимых причин нет, стоит демонтировать деталь для осмотра, ведь возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Хотя, из возможных причин основной остается одна — износились или же подвисли щетки.

Так как типичные неисправности стартера это:

  1. Неплотно прилегающие к коллектору щетки;
  2. Тяговое реле выходит из строя;
  3. Изнашивается коллектор якоря.

Иногда, может сгореть втягивающее реле на стартер. Есть 3 причины почему это случается:

  • разрушение материалов реле;
  • подгорают контактные пластины (в простонародье — пятаки);
  • сгорает обмотка.

Часто подобные проблемы возникают при попадании воды в корпус. Поэтому придется разбирать втягивающее и проверять состояние контактных пластин и впоследствии обмотки. Однако чаще всего проблема с реле решается его заменой.

Механические неисправности

О наличии, каких либо механических неисправностей можно говорить если стартер работает, но двигатель не запускается, так как не вращается коленвал.

Детали, подлежащие проверке:

  • рычаг обгонной муфты,
  • кольцо муфты,
  • буферная пружина,
  • венец маховика.

Одна из причин, почему стартер не вращает коленвал

При крутящемся стартере запуск двигателя может не происходить если:

  • пробуксовывает муфта;
  • вышел из строя рычаг отключения или он соскочил из оси;
  • износилось поводковое кольцо муфты или буферная пружина не справляется со своей задачей.

Когда же при запуске издается скрежет, то такие симптомы могут указывать на износ зубьев венца маховика. В таком случае стоит проверить регулировку хода шестерни и состояние буферной пружины.

Если же вы услышали нетипичный шум при работе стартера, то стоит его осмотреть с ямы и подкапотного пространства, так как возможно возникла одна из таких механических неисправностей стартера:

  • износились втулки подшипников, а также шейки на валу якоря;
  • ослабли крепящие болты стартера;
  • повредились зубья;
  • внутри стартера крепления полюса ослабло, вследствие чего якорь начал его задевать.

Подгоревшие пятаки — характерная причина по которой машину не удается завести по утрам. Так как довольно часто если пятаки подгорели, то на холодном двигателе стартер не крутит. Если его снять и проверить по отдельности втягивающее реле, то все может работать, а после установки на место продолжает щелкать и не работает. Способ устранения выглядит следующим путем:

Подгоревшие пятаки

  • распаять контакты втягивающего;
  • при помощи отвертки развальцевать и вскрыть корпус;
  • почистить пятаки;
  • на штоке широкую пластину повернуть и установить обратной стороной.

Но кроме того что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они также случаются и после его пуска. Такая типичная ситуация когда стартер не отключился, а продолжает крутить. И виной такой проблеме стартера может быть:

  1. Заевший рычаг привода или привод на валу якоря.
  2. Заело тяговое реле.
  3. Слиплись контакты на тяговом реле.
  4. Износилась обратная пружина выключателя зажигания или пружина муфты свободного хода.
В таком случае необходимо быстро отключить клемму стартера или клемму реле стартера и приняться к поиску причины неисправности стартера.

А если вы пока не столкнулись с вышерассмотренными поломками, но при запуске двигателя все же стартер стал вести себя необычно, то стоит присмотреться к симптомам, по которым можно определить скорый выход из строя:

Неисправность стартера крылась в щеточном узле

  • Стартер начинает крутить лишь после нескольких попыток включения ключа. Такой симптом говорит о подгорании контактов на втягивающем.
  • После пуска начал с опозданием выходит из зацепления. Появился износ на зубцах в шестерне бендикса либо венца маховика.
  • Стартер начал вращение с большим трудом, хотя аккумулятор заряжен. Такое срабатывание скорее всего указывает что износились щетки или же появилась выработка подшипника.

Как определить неисправность стартера

Быстро определить неисправность работы стартера можно по характерным симптомам. В таблице ниже представлены самые основные из них и указаны возможные причины поломок.

Симптом Неисправность Причина
Стартер прокручивается Вышел из строя планетарный механизм Внутрь попала вода и вымыла пластичную смазку. В итоге износились втулки и зубцы планетарной шестерни. Неправильная регулировка топливной аппаратуры дизельного двигателя может привести к обратному удару венца по приводной шестерне бендикса
Вышел из строя бендикс Просели пружины бендикса
Стартер щелкает На корпусе пропала масса Окисление или обрыв массового провода
Не хватает пускового тока для работы стартера АКБ разряжен или его замкнуло
Износились щетки Естественный механический износ, нужна замена щеток
Вышло из строя втягивающее реле Перегорела обмотка либо контактные пластины
Вышел из строя якорь Ламины ротора износились, произошло замыкание на массу якоря
Стартер крутит тяжело Износились втулки ротора Попала вода, вымылась пластичная смазка
Замкнул на массу щеточный узел Попала вода, износ щеточного узла
Замкнула на массу обмотка статора Попала вода, разрушилась изоляция обмотки статора
Замыкание обмотки якоря Попала вода, повреждена изоляция обмотки якоря
При запуске стартера слышен металлический скрежет Втулка бендикса износилась Попала вода, в результате вымылась пластичная смазка либо произошел естественный износ детали
Образовались задиры на венце маховика
Втулка на валу свободного хода бендикса износилась
Стартер на холодную работает, а на горячую щелкает Неисправность втягивающего реле Залип сердечник втягивающего реле
Пружины в щеточном узле просели Пружины нагрелись по причине долгого использования и перегрева стартера
Износились втулки Вымылась пластичная смазка
Уменьшилась площадь контакта пластин (пятаков) Подгорание пятаков
Пропадает минус на щеточном узле Окислились контакты и при нагревании ток перестает к ним поступать


Ресурс работы стартера около 70-200 тыс. км и чтобы он служил вашему автомобилю максимально долгое время, периодически нужно проводить некоторые профилактические работы.

Когда необходимо максимально правильно произвести проверку стартера и последующий его ремонт, рекомендуется изучить технические характеристики конкретной модели. Основными из них есть: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий крутящий момент, а также частота вращения вала.

Часто задаваемые вопросы по неисправностям стартера

  • Какие могут быть неисправности стартера?

    Неисправности могут быть электрического и механического характера. Электрические причины в основном касаются разряженного аккумулятора, проблем с проводкой, плохо закрепленных или окислившихся клемм. А вот механических, самых частых, бывает 5 таких:

    — стерлись щетки;
    — обгорели пятаки;
    — износились втулки;
    — обрыв обмоток якоря или статора;
    — муфта свободного хода пробуксовывает;
    — заел привод винтовой нарезки вала якоря.

  • Как узнать, что пора менять стартер?

    Стартер, в целом, поддается ремонту, но его следует менять на новый если ремонт проводился уже не раз, и у него повторно появились следующие симптомы:

    — повернув ключ, якорь стартера крутит, а коленвал не вращается;
    — после того как двигатель завелся, стартер продолжает работать;
    — во время старта слышен громкий скрежет;
    — при повторных попытках завестись, стартер “крехтит”, свистит и может даже хрустеть;
    — стартер не срабатывает или только щелкает и слышен отчетливый запах гари (сгорела обмотка).

  • Что может быть если не крутит стартер?

    В первую очередь причина может заключаться в аккумуляторе или нарушении качества контакта. Так самыми частыми причинами бывают:

    — слабый заряд;
    — окисление клемм акб;
    — ухудшился/ослабился контакт на стартере;
    — замыкание в обмотке стартера;
    — не работает втягивающее.

  • Стерлись щетки стартера – симптомы

    Понять, что щетки стерлись можно по основному признаку – стартер срабатывает не с первой попытки (слышны щелкания, а стартер не крутится, но после 5-10 попыток он таки может прокрутится). Иногда приходится даже несколько раз постучать по корпусу стартера, чтобы “разбудить” его. Но с этим нужно быть аккуратным, поскольку в статоре может стоять не обмотка возбуждения, а магниты — при таком постукивании можно отколоть полюсные магниты.

    Также когда щетки стерлись, может быть слышен небольшой стук или треск. Износ проявляется также характерным запахом гари и щелчками втягивающего реле, но стартер при этом не запускается.

  • Как определить износ втулок стартера?

    Появились следы задевания якоря за обмотку статора (появится отчетливое пятно контакта), – втулки стартера износились и их пора менять. Если втулки не поменять вовремя, стартер начнет греться и в итоге бакелит (им обрабатывают провода обмотки) расплавится. Результат – межвитковое, затем короткое замыкание и сгорание обмотки.

  • Почему стартер то крутит то не крутит?

    Если стартер крутит через раз – причина может быть в реле (при этом слышны щелчки). Проверить этот вариант можно замкнув стартер напрямую. Начал крутить – проблема в реле или в проводке, которая подходит к нему либо в замке зажигания. Также стартер может то крутить, то нет, если стерлись щетки.

33 комментария
Статья полезная? Да 376 Нет
357k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 13 декабря 2021

    Втягивающее нормально работает? Бендикс полностью выбрасывает? Возможно не до конца выходит бендикс и нет нужного зацепления.

  • 12 декабря 2021

    На стартере

  • 12 декабря 2021

    Добрый день. На каком валу? Маховик снимали?

  • 11 декабря 2021

    Приветствую У меня такая проблема, после замены комплекта сцепления гольф 3 с обратным выжемом Стартер начал издавать скрежет и ломать стопорное кольцо на валу

  • 9 декабря 2021

    Добрый вечер. Стартер новый купили и он перегорел? Может быть такое, но проверьте втягивающее, как правило, оно перегорает.

  • 8 декабря 2021

    Здравствуйте. Стартер 2110. Стартер сгорел. Может быть причина, что бракованный стартер?

  • 18 июня 2021

    На нашем сайте много теоретической информации с видео материалами. Вбивайте в поиск что вам интересно и читайте/смотрите.

  • 18 июня 2021

    На каком сайте можно ещё такие видео посмотреть про устройство автомобиля?))

  • 25 апреля 2021

    Перепроверьте щетки и сборку, возможно в этом проблема.

  • 25 апреля 2021

    Стартер трещит при запуске. Контакты зачистил, акб пробовал менять не помогло. Треск начался после замены щёток генератора на 3х уровневые

  • 18 февраля 2021

    Здравствуйте. Странная ситуация. Получается у вас стартер крутит, двигатель схватывает, но не запускается? И при этом как вы пишите блокируется стартер? Если включить/выключить зажигание он снова работает? Распишите пожалуйста проблему подробнее.

  • 18 февраля 2021

    Почему при запуске двигателя , блокируется стартер, двигатель только схватит и стартер не даёт дальше крутить....это на холодную. Авто Киа Спортедж 3 дизель.

  • 17 января 2021

    Здравствуйте. Проблема проявилась в сильные морозы?

  • 17 января 2021

    Может, проверьте приходит ли напряжение на стартер в этот момент. Проблема может быть и в контактной группе замка зажигания, в реле стартера (отдельно стоящем).

  • 17 января 2021

    На холодную машина заводиться с большим трудом..надо несколько раз проворачивать ключ и задерживать его ..Может ли это быть проблемой стартера?

  • 9 января 2021

    Это стартер. Зависит от положения якоря после остановки, в каком то положение обмотка якоря цепляется за магнит и идет разряд аккумулятора во время стоянки, замена втулок стартера.

  • 9 января 2021

    возможно тонкие питатели новых щеток, очень распростоненная болезнь, качество за частей очень плохое. А втулки не меняли, на Калине . втулка в корпусе маховика, возможно редуктор клинит

  • 8 января 2021

    Здравствуйте. Проверьте подключение минусового провода, скорее всего он окислен. Что за автомобиль у вас?

  • 8 января 2021

    Здравствуйте почему призапуске гаснет свет а когда назад ключ отпускаю свет горит и так стартер медленно крутить акб заряжен

  • 23 ноября 2020

    Если акпп, то еще проблема может быть в датчике положения селектора акпп, попробуйте на нейтрали например запустить двигатель.

  • 21 ноября 2020

    Здравствуйте. Что за автомобиль у вас? Скорее всего проблема с втягивающим реле стартера.

  • 20 ноября 2020

    Добрый день! При запуске раздается щелчок и дальше тишина. Заводится с 5-6 раза. Не запускается только на холодный двигатель. Что может быть?

  • 19 ноября 2020

    Здравствуйте. Проверяйте втягивающее реле. На 80% проблема в нем.

  • 19 ноября 2020

    Здравствуйте, Лада 15, после запуска стартер продолжает работать, даже после остановки двигателя

  • 1 августа 2020

    Здравствуйте. Судя по всему стартеры взаимозаменяемы. Скажите пожалуйста Vin-коды автомобилей, посмотрю в каталоге.

  • 31 июля 2020

    Подскажите какая разница между стартёрами S221 s 550 4matik и S221 s 550

  • 30 июня 2020

    Здравствуйте. Втягивающее какое поставили? уверены что не брак? А так вообще рекомендую произвести несколько проверок: 1. Подключить стартер напрямую к АКБ и проверить его. Если крутит бодро, проблема в проводке. 2. Посмотрите массу на двигателе. 3. Посмотрите на состояние венца маховика. 4. Проверьте плавность вращения ротора. Если закусывает нужно менять втулки. Еще может быть битая обмотка ротора. В домашних условиях так просто не проверить.

  • 28 июня 2020

    Здравствуйте. Умерло втягивающее реле умерло. Заменил его, и заменил щёточный узел. После установки, очень тяжёлый запуск. Как будто бендикс пытается завести двиг от КАМАЗа, а не от калины. Аккумулятор 12.9 , вроде в норме. Контакты затянул нормально. Клеммы почистил наждачной. Ума не приложу что делать.

  • 10 июня 2020

    Здравствуйте. Стартер крутит хорошо? Скорее всего у вас проблема с замком зажигания.

  • 10 июня 2020

    Думаю это не может быть причиной быстрой разрядки АКБ. У вас генератор работает исправно?

  • 22 марта 2020

    уаз патриот днем завелась вечером тишина даже втягивающее не щелкает а на следущее утро завелась без проблем и пока заводится электрик сказал что щетка или щетки стартера зависли

  • 15 декабря 2018

    лада 14.с утра завелась,поездил с остановками,заводилась всё нормально.потом остановился сходил по делам,сел и не какой реакции,с толкоча завёл доехал до дома .остановился заглушил,попытался завести,и она завелась.

  • 26 мая 2018

    Камаз. Замеряю сопротивление на якоре стартера, вал он же масса+коллектор=60 кОм. Может ли это быть причина быстрой разрядки акк? Особено по утрам то запускается нормально, а другой раз даже не прокручивает пока не подзарядишь.