Круиз-контроль, что это такое

Некоторые владельцы современных авто, зная о наличии такой функции как круиз-контроль (его еще называют “автоспид” или “автодрайв”), не догадываются для чего он нужен. У других же, возникают трудности с его эксплуатацией, они не знают, как его найти или использовать. На самом же деле круиз-контроль (или система автоматического поддержания скорости, САПС) очень проста в управлении. Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части системы. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике круиз-контроля, а также другие полезные сведения.

Круиз-контроль - расположение и управление

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, система предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Системы круиз-контроля устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.

Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет автомобиль, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.

Также современные системы круиз-контроля выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200...220 км/ч.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает круиз-контроль, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Как работает круиз-контроль

Схема работы электронного круиз-контроля

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если круиз-контроль установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный круиз-контроль, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

В настоящее время у водителей есть возможность купить систему круиз-контроля отдельно. Его установку можно произвести самостоятельно. Важно не забыть прописать его функционал в ЭБУ.

Типы круиз-контролей

Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.

Пассивный круиз-контроль отключается в то время, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Однако эти настройки можно изменить. Подробную информацию вы найдете в мануале.

Адаптивный круиз-контроль

Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это система, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).

По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазерные системы плохо работают в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).

Индикатор адаптивного круиза

Индикатор АСС

Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал системе о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На автомобилях Toyota и Lexus аналогичный датчик использует система предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.

Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40...210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Система может полностью остановить автомобиль в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.

Имеющаяся функция помощи при торможении предупреждает водителя об опасности даже в том случае, если адаптивный круиз-контроль отключен.
Адаптивный круиз-контроль

Работа АСС

Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1...2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом системе на важно, насколько автомобиль загружен или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).

Адаптивный круиз-контроль всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочная система) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.

Помните, что круиз-контроль не предназначен для движения в сложных условиях (в том числе, в городе). Его необходимо включать лишь на загородных трассах, где немного машин, или все они едут приблизительно с одной скоростью. Это касается и адаптивного круиз-контроля.

Как пользоваться круиз-контролем

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве автомобилей, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Расположение круиз-контроля

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок круиза на панели

Значок КК на приборной панели

  • необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства систем круиз-контроля минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
  • активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
  • ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
  • после этого машина перейдет в режим круиз-контроля, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
  • если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1...2 км/ч, зависит от автомобиля).

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Пример надписей на кнопках: On — включение системы, Off — выключение системы, Set Accel — установка режима/увеличение скорости, Resume — восстановление запомненной ранее скорости, Coast — снижение скорости.

Как пользоваться круиз-контролем

Управление круиз-контролем на Тойота Королла

Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить круиз-контроль также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.

В условиях плохой видимости, сильного дождя, снега, мокрой дороги, ее оледенения и прочих неудобствах пользоваться круиз-контролем категорически не рекомендуется!

Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Проверка круиз-контроля

Тросы управления КК

  • целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
  • приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
  • герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
  • целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
  • контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
  • исправность концевого выключателя на педали тормоза;
  • исправность вакуумного насоса.

По статистике, самыми частыми проблемами, связанными с управлением круиз-контролем, являются механическое повреждение изоляции проводов, а также утечка вакуума.

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

  • включить зажигание автомобиля;
  • активировать круиз-контроль нажатием кнопки ON;
  • если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
  • нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
  • если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
  • в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
  • чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить систему круиз-контроля путем нажатия на кнопку OFF.

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

  • Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
  • Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
  • Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
  • Ошибка 11. Проблемы с переключателем круиз-контроля.
  • Ошибка 12. Проблемы с переключателем круиз-контроля.
  • Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
  • Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
  • Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
  • Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп сигналов.
  • Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
  • Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
  • Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего автомобиля вы найдете в мануале. Системы КК на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Итоги

Круиз-контроль отдельно

Система КК в продаже

Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение. После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь круиз-контролем в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.

Инструкция полезна? Да 1 Нет
996
Смотрите также
Новости партнеров
Загрузка комментариев