Чтобы знать, почему слышны звуки трения при выжиме педали сцепления, это надо всего лишь знать как работает сцепление.
Оно (сцепление) предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, и постоянно включено. То есть запускаете двигатель. крутится колен/вал, крутится маховик и прикреплённые, прижатые к маховику диски (ведущий и ведомый) тоже крутятся. Через шлицы ведомого диска и шлицы первичного вала, крутится и первичный вал на подшипниках с двух сторон. Коробка на нейтральной передаче, она отключена. Как только вы выжали педаль сцепления (выключаете сцепление), это через выжимной подшипник нажали на лепестки ведущего диска (лепестки корзины), ведомый диск начинает проскальзывать между диском корзины и маховиком — эти звуки трения вы и можете слышать. Несколько мгновений подержите выжатую педаль сцепления, если выжим достаточный, то ведомый диск вообще может остановится, не будет касаться ни маховика, ни диска корзины — трения не услышите. Остановится и первичный вал коробки передач. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается во время выжима педали сцепления. И в это время можно без проблем включить любую передачу (если конечно и сцепление исправно отключается и коробка исправна). То есть рычагом, вы в коробке передвинете через вилки, муфту шестерни допустим первой передачи и введёте шестерню в зацепление с первичным валом. Затем отпускаете педаль сцепления, диск корзины прижимает ведомый диск, он начинает вращаться. Начинает крутиться первичный вал, через шестерни приводится в движение вторичный вал, работает коробка передач, в работу включается редуктор, кручение передаётся на приводы колёс, автомобиль начинает движение.
Если выжима недостаточно, то трение будет продолжаться, то есть диск будет схватываться маховиком или корзиной и проскальзывать. Включение передач может быть затруднено (называют такое явление — «сцепление ведёт» ). В этом случае, возможно у вас не отрегулирована педаль сцепления или попал воздух (если привод сцепления гидравлический). Если чисто механический привод, тогда надо регулировать трос сцепления или возможно погнут рычаг вилки.
В классическом варианте, у „ВАЗ (Lada) Kalina I“ привод сцепления должен быть тросовый и он конечно же регулируется
А исправный выжимной подшипник никогда никаких звуков не будет издавать (он же подшипник — одна часть стоит, другая вращается на шариках в смазке). А вот если износился, неисправный, тогда могут быть от него звуки трения или даже писка, скрежета — это когда та часть, которая в нём должна прокручиваться, и она перестаёт крутиться, заклинивает.
Познавательное небольшое видео, о том как работает сцепление (включение видеоролика в середине картинки)