В качестве смазки для шаровых опор и рулевых наконечников чаще всего используют смазочные материалы на литиевой основе ведь они дешевле всего, а ее эксплуатационных вполне достаточно для обычных условий эксплуатации (при температуре от -40°С до +90°С). А главными требованиями к мазке для этих узлов является вязкость — NLGI 2, водостойкость и температурная стойкость. Самые популярные и дешевые из смазок для шаровых опор — это отечественные «Литол 24» и «Циатим 201». Они подходят практически для любых автомобилей, как отечественных, так и импортных моделей.
Прогресс не стоит на месте и кроме старых проверенных временем смазом, которым пользовались еще деды для шаровых опор, рулевых наконечников и стоек стабилизатора, изобретают более совершенные составы способных улучшить воздействие на шарнирное соединение. На “пятки наступают” Liqui Moly, Motul, Molykote, Amalie и некоторые другие, однако смогли ли они придумать лучшие смазки для шаровых шарниров? Вывод находится в таблице рейтинга лучших и их детальном обзоре.
Таблица лучших смазок для шаровых
Смазка для шаровой | Краткое описание и характеристики | Объем упаковки, мл | Цена по состоянию на лето 2020 года, российских рублей |
---|---|---|---|
Литол 24 | Универсальная самая дешевая смазка. Не смывается водой, однако плохо влияет на резину, рекомендуется для силиконовых пыльников | Разные, зависит от производителя | от 70 рублей за 100 мл. |
ШРБ-4 | Лучшая отечественная смазка для шаровых опор на основе бария. | 500 | 180 |
Liqui Moly Thermoflex Spezialfett | Обеспечивает абсолютную защиту от коррозии. Имеет высокую цену. | 370 | 2600 |
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease | Специальная смазка для работы с шарнирами. Работает в тяжелых условиях. Низкий температурный диапазон. | 425 | 750 |
Motul Tech Grease 300 | Универсальное средство. Средние эксплуатационные характеристики. | 400 | 530 |
Циатим 201 | Обладает самым низким температурным порогом –60°С, смывается водой. | Разные, зависит от производителя. | от 220 рублей за 800 мл. |
Molykote PG-65 | Универсальное средство с хорошими характеристиками. Основной недостаток — это очень высокая цена. | 1 кг | 6200 |
Стоит ли смазывать шаровую опору
Для того, чтобы ответить на вопрос, имеет ли смысл использовать смазку для шаровых опор и рулевых наконечников рассмотрим работу шарнира. Конструкции шаровых опор и рулевых наконечников у современных автомобилей могут быть разными. Однако в любом случае основой его является шаровый шарнир и упорный палец. Шарнир упирается в основание, которое имеет форму полусферы, в которой и «ходит» шарнир. Сверху всю эту конструкцию прикрывает защитный пыльник, предотвращая попадание внутрь пыли, влаги, грязи, мусора.
Поскольку шарнир опоры в процессе движения автомобиля постоянно двигается, то происходит его износ и основания под ним. Поэтому, чтобы уменьшить значение износа, уменьшить нагрузку и увеличить подвижность конструкции необходимо использовать смазки. Производитель закладывает смазывающий материал на производстве, однако, как показала практика, ее количество и характеристики часто очень слабые.
Основные требования, предъявляемые к смазке, — широкий температурный рабочий диапазон (особенно его нижняя граница), а также гидрофобность (чтобы смазка не вымывалась водой), но тем не менее чем ее характеристики и количество выше, тем больше прослужит шарнирное соединение. Поэтому мы советуем периодически обслуживать такие узлы — это продлить срок службы.
Какие можно использовать смазки
В качестве смазки в шаровых опорах используют материалы на следующих основах:
- литиевой;
- кальциевой.
- бариевой.
Зачастую используют именно литиевые смазки, поскольку они недорогие, а их эксплуатационных характеристик вполне достаточно для использования в шаровых шарнирах (опорах), а также их можно использовать для смазки рулевых наконечников.
Что касается смазочных материалов на кальциевой основе, то, во-первых, они имеют гораздо большую цену, а во-вторых, их имеет смысл использовать разве что при значительных нагрузках на шарниры (например, в специальном и грузовом транспорте), а также при эксплуатации техники в экстремальных условиях.
В некоторых смазках в качестве мыла-загустителя используется барий. Благодаря этому значительно увеличиваются противозадирные свойства, увеличивается водостойкость и пластичность. Поэтому смазки на бариевой основе можно использовать также в экстремальных условиях и для специальной и грузовой техники.
Как правильно выбрать смазку
Чтобы понять какую смазку лучше использовать для шаровых опор, необходимо определиться, с необходимыми требованиями.
Устройство шарового шарнира
- Температурный диапазон. Во многих регионах страны зимой температура воздуха опускается до –30°С…–40°С и даже ниже. Поэтому важно, чтобы смазка нормально работала при низких температурах. Что касается высшего температурного предела, то в большинстве случаев этот предел гораздо выше +100°С, чего вполне достаточно в любом из случаев.
- Безопасность для резины. Пыльники шарового узла часто именно резиновые, но могут быть и с другого материала, поэтому смотрите чтобы смазка не была агрессивна к этому материалу.
- Основа смазки. Как указывалось выше, для шаровых опор и рулевых наконечников проще и дешевле всего использовать смазочные материалы на литиевой основе. Их эксплуатационных характеристик вполне достаточно для обеспечения нормальной работы в большинстве условий эксплуатации. Если же машина эксплуатируется в тяжелых условиях, либо смазка нужна для спецтранспорта, то можно использовать и смазки на кальциевой или бариевой основе.
- Объем упаковки. Большинство литиевых смазок хранятся продолжительное время (годами) в обычных условиях. Однако при выборе нужно выбирать упаковку, чтобы ее объема хватило для набивания шаровых конкретного автомобиля. К слову, литиевые смазки можно использовать не только для шаровых опор, но и для других деталей машины, а также для ремонта других изделий, поэтому лишней она не будет.
Выбор бренда и готовность заплатить больше — это решение каждого автолюбителя индивидуально. Ниже приведен список из семи популярных смазок для шаровых, которыми можно пользоваться, поможет в этом определится.
Рейтинг лучших смазок для шаровых
В качестве смазочного материала для шаровых опор и/или рулевых наконечников вполне можно пользоваться недорогими литиевыми смазками, выпущенными под разными брендами. Отечественные автолюбители и мастера на автосервисах пользуются семью основными смазками, которые отлично зарекомендовали себя в указанном качестве. Поэтому далее приведен рейтинг смазок по популярности и распространенности. Список был составлен исключительно на рекомендациях и отзывах автолюбителей и не носит рекламного характера. Если у вас был опыт использования тех или других смазок для шаровых опор — расскажите об этом в комментариях.
Заключение
Для шаровых опор лучше всего пользоваться специализированными смазками, предназначенными для использования в шарнирных соединениях. Особенно это касается дорогих иномарок, имеющих сложную конструкцию подвески. Если же по каким-причинам у автовладельца нет возможности использовать специальные смазки, то вполне можно забить в шарнир (пыльник) шаровой опоры «Литол 24» либо «Циатим 201». Эти средства хоть и обладают худшими эксплуатационными характеристиками, однако стоят на порядок дешевле, и их можно менять чаще.
-
28 февраля 2021
Здравствуйте. Подскажите какими вы смазками пользуетесь?
-
27 февраля 2021
Всё проверил -Всё полное! Максимум регионы- Питер -Москва -Нижний- а с этого региона и по- Петрозаводск и Липецк- твои все смазки-Беда!
-
27 февраля 2021
Не согласен ни с одной смазкой! эти смазки все на деби....лов! Нет ни одной смазки у тя- от -45 до 55 в тени=) Заметь от в минус 45 и меньше 45.Ниодна смазка не держит- гольфстрим-север!
-
27 августа 2020
ШРБ-4 рулит
-
27 августа 2020
Чушь. Одни и те же дешевые шарниры с дополрительноы смазкой ходят в 3-5 раз дольше. Я вскрывал пыльники на многих, разница есть. И не надо графиточку туда
-
24 августа 2020
Здравствуйте. Странно, на сайте производителя указано что смазка Циатим 201 морозо и водостойкая.
-
22 августа 2020
ЦИАТИМы под автомобилем не работают. Не водостойкая смазка.
-
4 августа 2020
Вполне хорошая смазка, мне нравится
-
1 августа 2020
Здравствуйте. Пользуетесь такой? Что можете сказать про нее?
-
31 июля 2020
в обзоре нет смазки мпо Авто, в частности blue, кальциево-литиевая водостойкая смазка.
-
28 июля 2020
С АндрееМ согласен полностью!!!
-
1 июня 2020
Подскажите пожалуйста, как выявить поддельная запчасть от Лемфердер или нет? Кто может произвести такую экспертизу? Покупал эту шаровую в екзисте по артикулу 10726 02, на коробке было написано made in brazil.
-
1 июня 2020
Да что вы? Ну так может вы проведете экспертизу и выясните реальную причину? Но нет, вместо того чтобы узнать не попалась ли мне подделка, не попался ли мне брак - вместо этого у всего 1 единственное заключение - "Потому что я литол за 20 рублей не добавил, вот добавил бы"
-
1 июня 2020
Я своему опыту доверяю, а не фантазерам с интернета, которые одни и те же байки несут из 50х годов.
-
31 мая 2020
Доверяйте и дальше и играйте в лоторею 1км или 50000 км!
-
29 мая 2020
Здравствуйте. Я недавно покупал шаровую опору Лемфердер на Мерседес 124. Проездил 8 тысяч и застучала она. Разобрал, снял пыльник, а шар полностью сухой. Думаю если бы добавил смазки, проехала бы побольше. Наверное мне попался брак.
-
29 мая 2020
Автор проснись уже, любой наконечник за 300 рублей, с пофиг каким количеством смазки - совершенно спокойно отходит несколько лет. Оригиналы с завода и вовсе ходят по лет 10 с пробегом по 100 тыщ. И без всякого добавления литола. Прям спецы одни - смазать надо, добавить смазки, литольчик, графиточка.