Процесс замены свечей, как зажигания так и накала, во многом схожи. Это обусловлено способ их установки и местом расположения (в цилиндрах двигателя). В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, как самому поменять свечи, какие инструменты для этого нужны, на каком пробеге их менять, с каким моментом закручивать и другие важные замечания.
Свеча зажигания – один из ключевых узлов электрооборудования, преобразующий электрический ток в искру, воспламеняющую топливо-воздушную смесь. Периодичность их замены, прежде всего, зависит от типа свечи – никелевые обычно ходят по 30-45 тыс. км, платиновые – до 80 тыс. км, иридиевые же могут служить до 120 тыс. км пробега. Немаловажное влияние на эти цифры оказывает стиль вождения, условия эксплуатации авто и качество топлива.
Свеча накаливания – нагревательный элемент дизельного мотора, предназначен для облегчения пуска в холодную погоду. В основе конструкции – спираль с высоким электрическим сопротивлением, которая помогает двигателю достичь рабочих температур. Четкого регламента их замены нет. Это делается только при выходе свечи накала из строя. Средний срок службы запчасти с металлической спиралью — до 80 тыс. км, с керамической — до 160 тыс. км.
Неисправности свечей
Свечи зажигания и накаливания рано или поздно выходят из строя. Это может быть вызвано разными причинами — естественными старением, использованием некачественного топлива и механическим повреждениям. Рассмотрим подробнее признаки и причины их выхода из строя.
Признаки неисправности
Начнем со свечей зажигания, как более распространенных. Итак, к признакам их неисправности относится:
- трудности при запуске двигателя (обычно этому сопутствует длительная работа стартера);
- двигатель «троит» (автомобиль дергается при движении, плохо набирает скорость, у него отсутствует тяга и мощность);
- значительное увеличение расхода топлива;
- увеличение количества СО в выхлопных газах;
- снижение динамики двигателя (недостаточный набор оборотов).
Устройство свечи зажигания: 1 — резьба; 2 — торец корпуса (ободок): 3 — боковой электрод: 4 — центральный электрод; 5 — тепловой конус изолятора («юбочка»)
Здесь стоит оговориться, что перечисленные признаки могут быть указывать и на другие неисправности двигателя. Однако при появлении хотя бы одного из них необходимо проверить состояние свечей зажигания, тем более, что сделать это нетрудно.
Теперь перейдем к свечам накаливания. Признаками их выхода из строя является:
- Затрудненный запуск двигателя в холодную погоду. В особо сложных случаях вообще невозможно завести машину.
- На холостых оборотах двигатель работает неровно.
- Из выхлопной трубы идет белый дым (происходит имитация богатой топливо-воздушной смеси);
- Неработающий индикатор спирали на приборной панели. Если он не светится, то велика вероятность того, что вышел из строя датчик температуры или предохранитель, но иногда может свидетельствовать и об отказе свечей. А вот когда эта лампочка светится постоянно, в таком случае, скорее всего, нужно заменить тепловой выключатель. Если это не сделать вовремя, то свеча накала может выйти из строя полностью.
Теперь перейдем непосредственно к причинам, по которым свечи вышли из строя.
Причины неисправностей
Вновь начнем со свечей зажигания. Причиной их частичного или полного отказа может быть:
Изношенная и новая свечи зажигания
- естественный износ;
- наличие большого количества сажи;
- наличие масла на электродах;
- лаковые отложения;
- шлаковые отложения;
- выход из строя центрального электрода;
- расплавление свечи;
- износ разъема свечи.
Что касается свечей накала, то причинами их неисправностей может быть:
- естественный износ и старение;
- низкое качество дизельного топлива (наличие в нем влаги или различных примесей);
- проблемы с электропроводкой;
- проблемы с электронным блоком управления.
Как правило, из строя выходит одна свеча. Если неисправны сразу две свечки, то двигатель попросту не заведется. А вот если из строя вышли все имеющиеся, то причину нужно искать, скорее всего, в ЭБУ.
Замена свечей
Теперь перейдем непосредственно к главному вопросу, как же поменять свечи зажигания или накала. Во многом эти две процедуры похожи. Итак, по традиции начнем со свечей зажигания.
Как заменить свечи зажигания
Несмотря на разнообразие моделей и двигателей, в большинстве случаев алгоритм замены будет одинаковым (возможно, за исключением небольших нюансов, связанных с конструктивными особенностями того или иного мотора).
Для работы вам понадобятся следующие инструменты:
Свечной ключ
- ключ-трещотка с храповым механизмом (свечной ключ);
- удлинитель для ключа (в некоторых случаях он нужен, если доступ к ГБЦ простой);
- свечная головка (обычно входит в комплект с ключом);
- инструмент для замера искрового зазора между электродами (это может быть специальный измеритель или соответствующий набор щупов);
- новые свечи (их выбор мы в данной статье рассматривать не будем);
- набор стандартных слесарных инструментов (ключи, отвертки) для демонтажа защитного кожуха на двигателе;
- металлическая проволочная щетка или компрессор;
- диэлектрическая смазка;
- диэлектрический силиконовый компаунд.
Итак, пошаговый алгоритм замены будет следующим:
- Снимите защитный кожух с двигателя и другие элементы, если они ограничивают доступ к свечам зажигания.
- С помощью компрессора или щетки уберите грязь вокруг свечи, чтобы в дальнейшем она не попала в свечной колодец (можно попросту хорошенько продуть пыль ртом).
- Возьмитесь рукой за колпачок провода как можно ближе к двигателю и аккуратно потяните на себя с тем, чтобы снять клемму со свечи. Не дергайте, чтобы не повредить колпачок или провод.
- Возьмите подготовленный торцевой ключ с удлинителем и свечной головкой, и с его помощью выкрутить старую свечу из ее посадочного места. Лучше выкручивать и менять свечи по одной. В противном случае пометьте последовательность подключения проводов.
- Проверьте состояние резьбы свечного колодца (посветив фонариком если это возможно). При необходимости очистите ее и воспользуйтесь диэлектрической смазкой (о ней речь пойдет позже). А на клемму подключения желательно нанести диэлектрический силиконовый компаунд с тем, чтобы в будущем ее было легче отсоединять от свечи.
- Также проведите ревизию проводов и клемм. Для их очистки можно воспользоваться проволочной щеткой, ветошью или компрессором со сжатым воздухом. В случае, если изоляция или клеммы проводов имеют значительный износ, то лучше их заменить. Значение сопротивления изоляции можно проверить омметром (мультиметром), ее значение не должно быть менее 0,5 МОм.
- Вкрутите в колодец новую свечу. При этом желательно использовать динамометр с указанием крутящего момента (о значениях момента мы поговорим ниже). Если динамометра у вас нет, то выбирайте значение «по ощущениям». Свечу не нужно «перекручивать», так это может повредить резьбу и нарушить теплообмен.
- Подсоедините клемму к свече.
- Установите ранее демонтированные защитные элементы, в том числе защитный кожух.
Если старая свеча не полностью сжигала топливо, то под ней наверняка собралось некоторое его количество. Соответственно, когда вы установите новую свечку, то ей понадобится некоторое время, чтобы сжечь этот остаток. При этом, скорее всего, обороты двигателя будут немного выше обычного. Не беспокойтесь, через пару минут после запуска все придет в норму.
Как поменять свечи накала
Теперь перейдем к пошаговой инструкции о том, как поменять свечи накала. Для этого вам понадобятся следующие инструменты:
- трубчатый ключ для откручивания свечей (обычно входит в стандартный набор инструментов при покупке машины) с удлинителем;
- новые свечи накала;
- диэлектрическая смазка и диэлектрический силиконовый компаунд;
- набор слесарных инструментов (ключи, отвертки) для демонтажа защитного кожуха на двигателе;
- металлическая проволочная щетка или компрессор;
- развертка соответствующей длины и с подходящей резьбой.
Алгоритм действий по замене будет выглядеть следующим образом:
- Необходимо демонтировать пластиковый защитный кожух с двигателя (при его наличии), а также элементы, которые могут препятствовать нормальному доступу к свечкам.
- Далее следует снять верхний кожух головки цилиндров (предварительно открутив крепежные элементы). Также для удобства работы рекомендуется удалить масляный щуп.
- Со свечи снимаются контактные провода. Эту операцию нужно проводить аккуратно, тянуть необходимо за колпачок у самого корпуса свечи, в противном случае вы рискуете повредить провод или контактные клеммы.
- С помощью свечного ключа свечу аккуратно выворачивают из посадочного места. Проводить замену лучше по одной свече с тем, чтобы не перепутать контактные провода. В противном случае последние нужно пометить.
Ввертыши для свечного колодца
- Проведите ревизию посадочного места (резьбы). Для этого воспользуйтесь разверткой (болтом или болванкой с резьбой, которая подходит к посадочному месту). Она позволит убрать грязь и нагар с канавок. Нанесите на резьбу диэлектрическую смазку. Аналогично выполните ревизию клеммы. Очистите ее с помощью щетки или компрессора. После этого нанесите диэлектрический силиконовый компаунд.
- Установите в посадочное место новую свечу и докрутите ее с помощью ключа. Желательно для этого пользоваться динамометрическим ключом (о моментах мы поговорим ниже). Если его нет, то старайтесь не перекручивать резьбу.
- Подсоедините к свече провод.
- Установите на место верхний кожух головки цилиндров, а также защитный кожух.
В некоторых случаях нет необходимости устанавливать новые свечи накала, вместо этого достаточно провести проверку и диагностику старых. Как это сделать вы можете почитать в дополнительном материале. После выполнения ревизии свеча еще может прослужить долгое время.
Основные дефекты свечей
Все нормально, если:
- Резьба 1 абсолютно сухая, а не влажная.
- Ободок 2 — имеет темный цвет и тонкий слой нагара или копоти.
- Цвет электродов 3, 4 и изолятора 5 может быть от белесого, светло-серого, светло-желтого до светло-коричневого.
О неисправности можно узнать по:
- Мокрой резьбе, она может быть в бензине, масле.
- Ободку покрытым черным, пятнистым рыхлым нагаром.
- Электродам и изолятору, если их цвет темно-коричневый с пятнами, иногда на самом сгибе бокового электрода появляется желтое пятно.
Если свеча устанавливается не герметично, тогда появляются темные ободки снаружи металлического корпуса и на изоляторе. В таком случае свеча не работает, ободок, конус изолятора и электроды покрываются нагаром и становятся влажные. Отложения сажи можно, очистить щеткой имеющей металлический ворс, в том случае, когда заметны механических повреждений и оплавлений следует произвести замену свечи.
Советы по правильной замене свечей
Напоследок дадим вам несколько полезных советов, которые не только помогут вам правильно поменять свечи зажигания или накала, но и позволят избежать различных неприятностей.
- Проследите за тем, чтобы нагар или грязь около колодцев ни в коем случае не попадали в камеру сгорания. Для этого удалите пыль и грязь еще до удаления старых свечей. Если это случилось, можно воспользоваться компрессором, чтобы выдуть грязь оттуда. Или на бензиновом двигателе можно попробовать запустить мотор без свечи, вследствие чего поршень сам выбросит топливную смесь с грязью в подкапотное пространство.
- Для замены свечей (особенно это актуально для свечей зажигания) пользуйтесь специальным свечным ключом (или хотя бы головкой). Дело в том, что эти приспособления не только облегчают работу, но и плотно держат непосредственно свечу, не давая ей упасть в подкапотное пространство. Как правило, свечной ключ при покупке машины идет в наборе. Если у вас его нет, то купите в автомагазине, он недорого стоит.
- Лучше всего менять свечи (как откручивать, так и закручивать) на холодном, а не на горячем двигателе. Это связано с тем, что теплая резьба больше подвержена деформации.
- Независимо от того, сколько свечей вышло из строя, менять нужно сразу все. Причина — они имеют приблизительно одинаковый ресурс работы. И если приходит в негодность одна, значит скоро это случится и с остальными.
- Для удобства замены свечей накала их рекомендуется раз в полгода выкручивать и вкручивать обратно, чтобы избежать прикипания. В противном случае, при замене из-за хрупкости этой запчасти они могут сломаться прямо в свечном колодце.
- За 3 дня до замены свечей накала рекомендуется отмачивать их проникающей смазкой по 2-3 раза на день.
При установке или замене свечей нужно выбрать правильный момент затяжки. Если момент затяжки будет сильно большой, свеча может повредиться, а слишком низкий момент затяжки станет причиной плохого теплоотвода и уплотнения. Большинство производителей указывает на упаковке конкретные значения крутящего момента. Приведем для вас таблицу от известного производителя DENSO, на которую вы можете ориентироваться:
Размер резьбы | Рекомендуемый момент | Рекомендуемое число оборотов | ||
Новая свеча | Использованная свеча | |||
Прокладка | М8, Тип Y | 9...10 Н·м | ±1 обор. | ±1/12 обор. |
М10, Тип U, N | 10...15 Н·м | ±2/3 обор. | ±1/12 обор. | |
М10, Прокладка из нержавеющей стали | 10...15 Н·м | ±3/4 обор. | ±1/12 обор. | |
М12, Тип SXU, X, XE, XU, ZXE, ZXU | 15...20 Н·м | ±1/3 обор. | ±1/12 обор. | |
М14, Тип FK, J, K, KJ, P, PK, PKJ, PQ, Q, QJ, QL, S, SF, SK, SKJ, SV, SVK, VK, VKJ, W, ZT | 20...25 Н·м | ±1/2 обор. | ±1/12 обор. | |
М14, Прокладка из нержавеющей стали | 20...25 Н·м | ±2/3 обор. | ±1/12 обор. | |
М18, Тип L, M, MA, MW | 30...40 Н·м | ±1/4 обор. | ±1/12 обор. | |
Коническое гнездо | М14, Тип PT, PTJ, T | 20...30 Н·м | ±1/16 обор. | ±1/16 обор. |
М18, Тип MA | 30...40 Н·м | ±1/4 обор. | ±1/12 обор. |
Мечик для чистки свечного колодца
Еще один совет. В автомагазинах вы можете найти «Набор для ремонта свечных колодцев». Среди прочих инструментов в него входит мечик. Даже если резьба под свечку нормальная, все же рекомендуем вам пройтись этим инструментом по ней. Это нужно для того, чтобы очистить грязь и накал в резьбе. При этом смажьте мечик смазкой (например, графитовой) для того, чтобы мусор цеплялся именно к ней. Операцию проводите в несколько этапов. Например, один поворот, очистка инструмента, два поворота — аналогично. Главное, не спешить, а выполнять очистку качественно.
Желательно, но необязательно, мазать резьбу свечей смазкой, способной выдерживать значительные температурные режимы. Например, для этого можно использовать специальные смазки.
Иногда возникают ситуации, когда после замены свечей двигатель начинает «троить» или вовсе не заводится. Тут возможны разные варианты. В частности:
- новая или отремонтированная свеча повреждена;
- при установке вы нарушили целостность электропроводки (возможно, клеммы);
- плохой контакт между клеммой и свечой;
- при одновременной замене нескольких свечей вы перепутали местами контактные провода;
- неверно выбрали момент затяжки свечи.
В любом случае вам необходимо повторить процедуру по демонтажу проблемной свечи, после чего проверить ее и выполнить ревизию.
Итоги
Замена свечей зажигания и накала — несложная процедура, которая доступна любому, даже начинающему, автолюбителю. Для этого нужно минимум инструментов и опыта. Так вы сможете сэкономить, ведь цена на замену свечей на СТО немаленькая. Гораздо важнее в данной ситуации, вовремя выявлять неполадки и проводить ревизию или замену свечей. Соблюдайте график замены, рекомендуемый производителем вашего автомобиля. Также для продления срока службы пользуйтесь качественным топливом и заливайте хорошее масло.