Многих владельцев переднеприводных ВАЗов волнует проблема, почему ест ремень ГРМ? Чаще всего этим вопросом задаются владельцы следующих моделей ВАЗ — 2108, 2109, 2110, 2112, 2114, Калина, Приора, Гранта (причем эта проблема встречается на двигателях как с 8, так и с 16 клапанами). Общий ответ на озвученный вопрос один — происходит перекос ремня. А он, в свою очередь может произойти по ряду причин — неровно установлена помпа, некачественный ролик, между роликом и блоком установлена неподходящая по размеру шайба (или она отсутствует вовсе) и некоторых других. Каждая из перечисленных проблем решается по-своему. В большинстве случаев работы по устранению причин можно провести самостоятельно при условии наличия соответствующего опыта и инструментов. Это позволит сэкономить деньги, а само выполнение ремонтных работ не занимает много времени и сил.
Причины почему съедает ремень ГРМ
Всего существует семь основных причин, почему жрет ремень ГРМ. Для начала просто перечислим и опишем их, а в следующем разделе расскажем о том, каким образом можно решить каждую проблему.
- Неправильная натяжка ремня. В частности, если ремень перетянут, то возможна ситуация, когда на одном из его краев возникает изношенность, поскольку там образуется значительная сила трения.
- Некачественный ремень. Иногда встречается ситуация, когда отечественные производители выпускают некачественные ремни, которые сделаны из материала, не соответствующего стандартам или с нарушением производственных технологий. Особенно если это ремень дешевый и какой-нибудь неизвестной марки (попросту подделка). Его поверхность в разрезе может быть не ровной, а иметь форму конуса или овала.
- Износ помпы. В частности, речь идет об износе подшипников водяного насоса. Это вполне может стать причиной того, что сползает ремень ГРМ в сторону.
- Помпа установлена криво. Однако это скорее исключительный случай, вероятность которого крайне низка, поскольку если она и будет стоять кривовато даже на несколько миллиметров (из-за остатков старой прокладки или попросту грязи), то появится течь охлаждающей жидкости.
- Проблемы с роликом. Он, как и ремень, может быть банально некачественным. В настоящее время зачастую ролики делают на основе однорядных подшипников, которые имеют невысокий ресурс и могут люфтить. Также возможно, что поверхность ролика не ровная, а имеет форму конуса или овала. Естественно, что ремень по такой поверхности будет “гулять” в одну или другую сторону.
- Повреждение резьбы шпильки. При сильной затяжке гайки на шпильке возможно возникновение ситуации, когда резьба на самой шпильке или резьба внутри алюминиевого блока может повредиться или пойти наискось. Из-за этого шпилька устанавливается не строго перпендикулярно к плоскости, а под небольшим углом.
- Изгиб шпильки ролика. Речь идет о шпильке крепления натяжного ролика. Достаточно распространенная причина, вызванная непрофессиональной установкой нового натяжного ролика. При этом зачастую возникает ситуация, когда момент затяжки гайки эксцентрика выбирается не по технической документации, а “от души”, то есть, чрезмерно. Это, в свою очередь, приводит к тому, что даже малейшее (вплоть до 0,1 мм) смещение будет причиной того, что ремень ГРМ сползает к двигателю или же движется в противоположную сторону.
Как показывает практика, последняя описанная причина встречается чаще всего. И автолюбители изобрели универсальный метод, с помощью которого можно исправить ситуацию.
Методы устранения поломки
Теперь перечислим методы устранения указанных причин. Пойдем в том же порядке.
- Натяжка ремня. Для начала необходимо проверить уровень натяжки и сравнить его с тем, который рекомендует изготовитель автомобиля (обычно указывается в технической документации к машине, также можно найти в интернете). Если это значение выше, чем рекомендованное, то необходимо ослабить натяжение. Делается это с помощью динамометрического ключа. Если у вас его нет, то лучше обратиться в автосервис. В крайнем случае можно выполнять эту процедуру “на глаз”, но при первой возможности воспользоваться указанными приборами. Также для этого можно использовать обычный динамометр и обычный ключ.
- Некачественный ремень. Если на двух краях ремня разная жесткость, то будет возникать ситуация, когда ролик ГРМ жрет ремень с более мягкой стороны. Проверить это можно путем замены его правой и левой стороны. Если после замены вторая сторона не будет изнашиваться, значит, виноват именно ремень. Выход тут один, и заключается он в покупке и установки новой, более качественной, детали.
- Износ подшипников помпы. Для диагностики этой проблемы необходимо демонтировать ремень и проверить наличие люфта на зубчатом шкиве. Если люфт есть, значит, необходимо провести замену детали. Ремонту подшипники не подлежат.
- Помпа установлена криво. Такая ситуация возможна, если при предыдущей замене плохо почистили прилегающую поверхность, и на ней остались мелкие частички старой прокладки и/или кусочки грязи, но если так и случилось, то скорее всего вы это поймете по проявившийся течи после заливки антифриза и запуска двигателя. При установке новой помпы (или даже старой, если она исправна) обязательно следует тщательно очистить обе поверхности (в том числе посадочные места под болты), как на самой помпе, так и на корпусе двигателя и установить новую прокладку. В некоторых случаях вместо прокладки под помпу закладывают герметик.
- Проблемы с роликом. Необходимо выполнить ревизию ролика. У него должен быть минимальный люфт и ровная рабочая поверхность. Для проверки можно воспользоваться линейкой или другим аналогичным предметом необходимой ширины. Еще имеет смысл проверить наличие в подшипнике смазки. При ее малом количестве следует добавить ее. Если ролик некачественный, то его необходимо обязательно заменить. Ремонтировать подшипник, а тем более поверхность ролика практически невозможно.
- Повреждение резьбы шпильки. Для исправления такой ситуации возможны два варианта. Самый простой заключается в использовании мечика с соответствующим диаметром для протачивания внутренней резьбы и/или плашки для протачивания аналогичной резьбы на шпильке. Другой вариант более трудозатратный и заключается в полном демонтаже блока с целью восстановления указанной резьбы. Этот метод используется если по каким-либо причинам невозможно применить мечик.
Установка шайб под ролик
- Изгиб шпильки ролика. Механически исправить шпильку практически нереально. Иногда (но не во всех случаях, и зависит это от степени кривизны шпильки и места ее искривления) можно попробовать вывернуть шпильку и ввернуть ее обратно, но другой стороной. Если искривление небольшое, то такое решение может увенчаться успехом. Однако в большинстве случаев пользуются регулировочными шайбами. Рассмотрим этот пункт отдельно, поскольку большинство автолюбителей считает этот метод настоящей панацеей в случае, если съедает ремень ГРМ со стороны двигателя или с противоположной стороны.
Использование регулировочных шайб при сползании ремня
Шайбы можно изготовить самостоятельно, например, из корпуса алюминиевых пивных банок, жестяной банки из-под кофе или использовать готовые заводские. Главное, чтобы шайбы были того же размера, что и дистанционное кольцо, устанавливаемое между блоком и эксцентриком натяжного ролика. Существует два варианта. В первом используют заводские шайбы. Толщину и количество подбирают опытным путем. Использование этого метода неоднозначно, поскольку шайбы плоские и, соответственно, плоскость прилегания ролика останется параллельной прежней. Однако некоторым автолюбителям такой метод помог.
1 — если ремень сползает к двигателю, 2 — если ремень сползает от двигателя
Другой метод заключается в самостоятельном изготовлении шайб в виде полумесяца. Количество и ширину шайб также подбирают опытным путем. Использование таких шайб более целесообразно, поскольку с их помощью можно изменить угол наклона шпильки и ролика с тем, чтобы он образовывал нормаль по отношению к плоскости корпуса блока цилиндров.
Установку шайбы нужно выполнить по приведенной на рисунке схеме. В частности, если ремень ГРМ сползает в сторону двигателя, то шайбу/шайбы нужно устанавливать ближе к центру блока. Если же ремень двигается от двигателя, то наоборот, ближе к краю блока. При монтаже шайб рекомендуется пользоваться теплостойким герметиком, который будет удерживать их от сползания в сторону при нагрузке или без нее.
Установленные шайбы
Напоследок хотелось бы отметить, что в редких случаях причиной сдвига ремня в одну или другую сторону и его подъедание может быть вызвано не одной, а несколькими описанными выше причинами. Как правило, метод использования регулировочных шайб является универсальным, и может спасти ситуацию в даже в самых “запущенных” случаях. Однако имеет смысл провести ревизию ремня, ролика и помпы для того, чтобы выявить недочеты в их работе, а при необходимости заменить перечисленные узлы. Это избавит вас от возникновения в будущем других проблем, связанных с этими деталями.
-
17 января 2022
Что за автомобиль у вас?
-
17 января 2022
У меня ремень срезало изнутри зубья, сам на месте, по ехал новый ремень покупать и ролик, продавец спросил пробег и год машины я 2011, 190000 он говорит по меняй заодно шестеренку коленвала, там сижу песок, грязь, точят его я да ну посмотрел вроде нормальная шестеренка, поставил поездил день опять зубьев нет я за ремнем и шестеренкой поменял все ездит это редко к случаю вообще а так писали что после 150000 меняют шестеренку коленвала.
-
13 августа 2020
Спасибо что поделись опытом.
-
13 августа 2020
Ремень может сползать и к двс тут уже р.в. не причем и износ помпы так-же .первые натяжные ролики были как подшипники колес 08 модели с 2 мя дорожками а сейчас одна посередке и в какую уйдет ремень богу неизвестно ставишь тянет в одну снял перевернул в другую ,что менять и что гнуть ,только ремень т.к. у него одна сторона слабее другой ,у таких сьедает 3-4 мм и он нормализуется а сколько пройдет не известно если есть возможность вырезаете окно в крышке и следите за состоянием боитесь грязи есть прозрачный скотч..
-
13 августа 2020
Иногда срывает резьбу у шпилек ролика натяжки и после нарезки на 12 мм . ремонтной соосности нет т.к. голова не снималась и после установке ремня ,если он ползет ,а это проверяется просто нажатием отверткой на работающем моторе с лева или справа ремень должен принять центральное положение .если это не происходит то гнем шпильку в противоположную сторону сползания и затягиваем т.к затяжка ролика гайкой дает дополнительную соосность гбц и блока,про помпу все правильно сказано вверху.
-
28 июля 2020
Здравствуйте. Спасибо что поделились опытом, полезная информация.
-
28 июля 2020
Здравствуйте. Поделитесь пожалуйста своим опытом ремонта.
-
28 июля 2020
Здравствуйте. Подскажите что за мотор?
-
11 июня 2020
Нужно провести осмотр шестерни коленвала и распредвала, не острые ли края шестерен. И нужно проверить, не смещен ли ремень ГРм к этому краю, проблема может быть в смещении ремня.
-
11 июня 2020
У меня 8 клоп. Обнаружилось поджирение ремня с одной стороны. Механик сказал, что нужна замена шестерки коленвала, сам я не снимал и не осматривал. Среди перечисленных причин такой не нашел. Кому верить?
-
28 марта 2020
Есть еще одна не очевидная причина: При разборке своего двигателя выяснилось что на блоке цилиндров присутствует только одна направляющая для установки ГБЦ. Следовательно при её установке возможно образование мизерной не соосности коленвала и распредвалов.
-
7 февраля 2019
Автор статьи банально описывает все ситуации. Извиняюсь, но эти способы "дилетанта". Автомеханики подобные "Колхозные шайбы" не одобряют, и я с ними солидарен.
-
20 июня 2018
Установить криво помпу - это невозможно сделать! если и так, то она потечет и явно будет видно что нужно переделывать. А с регулировочными полушайбами как то не серьёзно. Если на Вазовских корытах ест ремень (и неважно 8-16 клапанные они - блок то у них всех аналогичный) то причины всего две - это помпа (износ подшипников в ней) или натяжной ролик ГРМ (его шпилька )!!!
-
19 июня 2018
Отчасти статья полезная, а вот вариант с регулировочными шайбами вредительский. Дешевле (в последствии) поменять гнутую шпильку на новую. Не лишним будет поменять и дистанционную (толстую) шайбу между роликом и головкой, она ведь тоже может оказатся не ровной? И здесь не указан ещё одна важная причина, по которой может сползать ремень. Износ шеек и подшипников распредвала в головке блока. Из за этого износа, передняя часть распределительного вала (со стороны ремня грм) опускается вниз. В итоге получается не соосность коленчатого и распределительного валов. И шестерня распредвала вращается под углом относительно ремня. Естественно ремень будет "сбегать" в направлении нижнего края шестерни., то-есть от двигателя.