Что ест ремень ГРМ

Многих владельцев переднеприводных ВАЗов волнует проблема, почему ест ремень ГРМ? Чаще всего этим вопросом задаются владельцы следующих моделей ВАЗ — 2108, 2109, 2110, 2112, 2114, Калина, Приора, Гранта (причем эта проблема встречается на двигателях как с 8, так и с 16 клапанами). Общий ответ на озвученный вопрос один — происходит перекос ремня. А он, в свою очередь может произойти по ряду причин — неровно установлена помпа, некачественный ролик, между роликом и блоком установлена неподходящая по размеру шайба (или она отсутствует вовсе) и некоторых других. Каждая из перечисленных проблем решается по-своему. В большинстве случаев работы по устранению причин можно провести самостоятельно при условии наличия соответствующего опыта и инструментов. Это позволит сэкономить деньги, а само выполнение ремонтных работ не занимает много времени и сил.

Ест ремень ГРМ

Причины почему съедает ремень ГРМ

Всего существует семь основных причин, почему жрет ремень ГРМ. Для начала просто перечислим и опишем их, а в следующем разделе расскажем о том, каким образом можно решить каждую проблему.

  1. Неправильная натяжка ремня. В частности, если ремень перетянут, то возможна ситуация, когда на одном из его краев возникает изношенность, поскольку там образуется значительная сила трения.
  2. Некачественный ремень. Иногда встречается ситуация, когда отечественные производители выпускают некачественные ремни, которые сделаны из материала, не соответствующего стандартам или с нарушением производственных технологий. Особенно если это ремень дешевый и какой-нибудь неизвестной марки (попросту подделка). Его поверхность в разрезе может быть не ровной, а иметь форму конуса или овала.
  3. Износ помпы. В частности, речь идет об износе подшипников водяного насоса. Это вполне может стать причиной того, что сползает ремень ГРМ в сторону.
  4. Помпа установлена криво. Однако это скорее исключительный случай, вероятность которого крайне низка, поскольку если она и будет стоять кривовато даже на несколько миллиметров (из-за остатков старой прокладки или попросту грязи), то появится течь охлаждающей жидкости.
  5. Проблемы с роликом. Он, как и ремень, может быть банально некачественным. В настоящее время зачастую ролики делают на основе однорядных подшипников, которые имеют невысокий ресурс и могут люфтить. Также возможно, что поверхность ролика не ровная, а имеет форму конуса или овала. Естественно, что ремень по такой поверхности будет “гулять” в одну или другую сторону.
  6. Повреждение резьбы шпильки. При сильной затяжке гайки на шпильке возможно возникновение ситуации, когда резьба на самой шпильке или резьба внутри алюминиевого блока может повредиться или пойти наискось. Из-за этого шпилька устанавливается не строго перпендикулярно к плоскости, а под небольшим углом.
  7. Изгиб шпильки ролика. Речь идет о шпильке крепления натяжного ролика. Достаточно распространенная причина, вызванная непрофессиональной установкой нового натяжного ролика. При этом зачастую возникает ситуация, когда момент затяжки гайки эксцентрика выбирается не по технической документации, а “от души”, то есть, чрезмерно. Это, в свою очередь, приводит к тому, что даже малейшее (вплоть до 0,1 мм) смещение будет причиной того, что ремень ГРМ сползает к двигателю или же движется в противоположную сторону.
Шпилька может согнуться, если ее закрутить с моментом более 4,2 кгс·м. Данные актуальны для всех переднеприводных ВАЗ, где чаще всего встречается данная проблема.

Как показывает практика, последняя описанная причина встречается чаще всего. И автолюбители изобрели универсальный метод, с помощью которого можно исправить ситуацию.

Методы устранения поломки

Теперь перечислим методы устранения указанных причин. Пойдем в том же порядке.

  1. Натяжка ремня. Для начала необходимо проверить уровень натяжки и сравнить его с тем, который рекомендует изготовитель автомобиля (обычно указывается в технической документации к машине, также можно найти в интернете). Если это значение выше, чем рекомендованное, то необходимо ослабить натяжение. Делается это с помощью динамометрического ключа. Если у вас его нет, то лучше обратиться в автосервис. В крайнем случае можно выполнять эту процедуру “на глаз”, но при первой возможности воспользоваться указанными приборами. Также для этого можно использовать обычный динамометр и обычный ключ.
  2. Некачественный ремень. Если на двух краях ремня разная жесткость, то будет возникать ситуация, когда ролик ГРМ жрет ремень с более мягкой стороны. Проверить это можно путем замены его правой и левой стороны. Если после замены вторая сторона не будет изнашиваться, значит, виноват именно ремень. Выход тут один, и заключается он в покупке и установки новой, более качественной, детали.
  3. Износ подшипников помпы. Для диагностики этой проблемы необходимо демонтировать ремень и проверить наличие люфта на зубчатом шкиве. Если люфт есть, значит, необходимо провести замену детали. Ремонту подшипники не подлежат.
  4. Помпа установлена криво. Такая ситуация возможна, если при предыдущей замене плохо почистили прилегающую поверхность, и на ней остались мелкие частички старой прокладки и/или кусочки грязи, но если так и случилось, то скорее всего вы это поймете по проявившийся течи после заливки антифриза и запуска двигателя. При установке новой помпы (или даже старой, если она исправна) обязательно следует тщательно очистить обе поверхности (в том числе посадочные места под болты), как на самой помпе, так и на корпусе двигателя и установить новую прокладку. В некоторых случаях вместо прокладки под помпу закладывают герметик.
  5. Проблемы с роликом. Необходимо выполнить ревизию ролика. У него должен быть минимальный люфт и ровная рабочая поверхность. Для проверки можно воспользоваться линейкой или другим аналогичным предметом необходимой ширины. Еще имеет смысл проверить наличие в подшипнике смазки. При ее малом количестве следует добавить ее. Если ролик некачественный, то его необходимо обязательно заменить. Ремонтировать подшипник, а тем более поверхность ролика практически невозможно.
  6. Повреждение резьбы шпильки. Для исправления такой ситуации возможны два варианта. Самый простой заключается в использовании мечика с соответствующим диаметром для протачивания внутренней резьбы и/или плашки для протачивания аналогичной резьбы на шпильке. Другой вариант более трудозатратный и заключается в полном демонтаже блока с целью восстановления указанной резьбы. Этот метод используется если по каким-либо причинам невозможно применить мечик.

    Установка шайб под ролик

  7. Изгиб шпильки ролика. Механически исправить шпильку практически нереально. Иногда (но не во всех случаях, и зависит это от степени кривизны шпильки и места ее искривления) можно попробовать вывернуть шпильку и ввернуть ее обратно, но другой стороной. Если искривление небольшое, то такое решение может увенчаться успехом. Однако в большинстве случаев пользуются регулировочными шайбами. Рассмотрим этот пункт отдельно, поскольку большинство автолюбителей считает этот метод настоящей панацеей в случае, если съедает ремень ГРМ со стороны двигателя или с противоположной стороны.

Использование регулировочных шайб при сползании ремня

Шайбы можно изготовить самостоятельно, например, из корпуса алюминиевых пивных банок, жестяной банки из-под кофе или использовать готовые заводские. Главное, чтобы шайбы были того же размера, что и дистанционное кольцо, устанавливаемое между блоком и эксцентриком натяжного ролика. Существует два варианта. В первом используют заводские шайбы. Толщину и количество подбирают опытным путем. Использование этого метода неоднозначно, поскольку шайбы плоские и, соответственно, плоскость прилегания ролика останется параллельной прежней. Однако некоторым автолюбителям такой метод помог.

1 — если ремень сползает к двигателю, 2 — если ремень сползает от двигателя

Другой метод заключается в самостоятельном изготовлении шайб в виде полумесяца. Количество и ширину шайб также подбирают опытным путем. Использование таких шайб более целесообразно, поскольку с их помощью можно изменить угол наклона шпильки и ролика с тем, чтобы он образовывал нормаль по отношению к плоскости корпуса блока цилиндров.

Установку шайбы нужно выполнить по приведенной на рисунке схеме. В частности, если ремень ГРМ сползает в сторону двигателя, то шайбу/шайбы нужно устанавливать ближе к центру блока. Если же ремень двигается от двигателя, то наоборот, ближе к краю блока. При монтаже шайб рекомендуется пользоваться теплостойким герметиком, который будет удерживать их от сползания в сторону при нагрузке или без нее.

Не переусердствуйте, чтобы ремень при работе двигателя не “пошел” в другую сторону, противоположную той, куда он сползал до этого. Главное, чтобы ремень работал равномерно по всей ширине и не сползал с ролика.

Установленные шайбы

Напоследок хотелось бы отметить, что в редких случаях причиной сдвига ремня в одну или другую сторону и его подъедание может быть вызвано не одной, а несколькими описанными выше причинами. Как правило, метод использования регулировочных шайб является универсальным, и может спасти ситуацию в даже в самых “запущенных” случаях. Однако имеет смысл провести ревизию ремня, ролика и помпы для того, чтобы выявить недочеты в их работе, а при необходимости заменить перечисленные узлы. Это избавит вас от возникновения в будущем других проблем, связанных с этими деталями.

14 комментариев
Статья полезная? Да 180 Нет
147k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
  • 17 января 2022

    Что за автомобиль у вас?

  • 17 января 2022

    У меня ремень срезало изнутри зубья, сам на месте, по ехал новый ремень покупать и ролик, продавец спросил пробег и год машины я 2011, 190000 он говорит по меняй заодно шестеренку коленвала, там сижу песок, грязь, точят его я да ну посмотрел вроде нормальная шестеренка, поставил поездил день опять зубьев нет я за ремнем и шестеренкой поменял все ездит это редко к случаю вообще а так писали что после 150000 меняют шестеренку коленвала.

  • 13 августа 2020

    Спасибо что поделись опытом.

  • 13 августа 2020

    Ремень может сползать и к двс тут уже р.в. не причем и износ помпы так-же .первые натяжные ролики были как подшипники колес 08 модели с 2 мя дорожками а сейчас одна посередке и в какую уйдет ремень богу неизвестно ставишь тянет в одну снял перевернул в другую ,что менять и что гнуть ,только ремень т.к. у него одна сторона слабее другой ,у таких сьедает 3-4 мм и он нормализуется а сколько пройдет не известно если есть возможность вырезаете окно в крышке и следите за состоянием боитесь грязи есть прозрачный скотч..

  • 13 августа 2020

    Иногда срывает резьбу у шпилек ролика натяжки и после нарезки на 12 мм . ремонтной соосности нет т.к. голова не снималась и после установке ремня ,если он ползет ,а это проверяется просто нажатием отверткой на работающем моторе с лева или справа ремень должен принять центральное положение .если это не происходит то гнем шпильку в противоположную сторону сползания и затягиваем т.к затяжка ролика гайкой дает дополнительную соосность гбц и блока,про помпу все правильно сказано вверху.

  • 28 июля 2020

    Здравствуйте. Спасибо что поделились опытом, полезная информация.

  • 28 июля 2020

    Здравствуйте. Поделитесь пожалуйста своим опытом ремонта.

  • 28 июля 2020

    Здравствуйте. Подскажите что за мотор?

  • 11 июня 2020

    Нужно провести осмотр шестерни коленвала и распредвала, не острые ли края шестерен. И нужно проверить, не смещен ли ремень ГРм к этому краю, проблема может быть в смещении ремня.

  • 11 июня 2020

    У меня 8 клоп. Обнаружилось поджирение ремня с одной стороны. Механик сказал, что нужна замена шестерки коленвала, сам я не снимал и не осматривал. Среди перечисленных причин такой не нашел. Кому верить?

  • 28 марта 2020

    Есть еще одна не очевидная причина: При разборке своего двигателя выяснилось что на блоке цилиндров присутствует только одна направляющая для установки ГБЦ. Следовательно при её установке возможно образование мизерной не соосности коленвала и распредвалов.

  • 7 февраля 2019

    Автор статьи банально описывает все ситуации. Извиняюсь, но эти способы "дилетанта". Автомеханики подобные "Колхозные шайбы" не одобряют, и я с ними солидарен.

  • 20 июня 2018

    Установить криво помпу - это невозможно сделать! если и так, то она потечет и явно будет видно что нужно переделывать. А с регулировочными полушайбами как то не серьёзно. Если на Вазовских корытах ест ремень (и неважно 8-16 клапанные они - блок то у них всех аналогичный) то причины всего две - это помпа (износ подшипников в ней) или натяжной ролик ГРМ (его шпилька )!!!

  • 19 июня 2018

    Отчасти статья полезная, а вот вариант с регулировочными шайбами вредительский. Дешевле (в последствии) поменять гнутую шпильку на новую. Не лишним будет поменять и дистанционную (толстую) шайбу между роликом и головкой, она ведь тоже может оказатся не ровной? И здесь не указан ещё одна важная причина, по которой может сползать ремень. Износ шеек и подшипников распредвала в головке блока. Из за этого износа, передняя часть распределительного вала (со стороны ремня грм) опускается вниз. В итоге получается не соосность коленчатого и распределительного валов. И шестерня распредвала вращается под углом относительно ремня. Естественно ремень будет "сбегать" в направлении нижнего края шестерни., то-есть от двигателя.