Почему вздувается аккумулятор на автомобиле

Причина вздутия аккумулятора чаще всего зависит от времени года. Зимой аккумулятор вздувается из-за замерзшего электролита, а летом — из-за образовавшихся в результате его кипения газов. Обе проблемы решаемы, хотя и разными методами. Что нужно делать, чтобы вернуть АКБ к жизни и когда это уже невозможно — читайте в статье.

Почему вздувается автомобильный аккумулятор

Аккумуляторную батарею может раздувать либо от избытка газов, либо от образования льда. Основной причиной одной из таких ситуаций может быть:

  • замерзание потерявшего плотность электролита или конденсата;
  • интенсивное газообразование из-за перезаряда и повышения температуры;
  • повреждение корпуса в результате механического воздействия;
  • неправильная зарядка батареи (большой ток, напряжение или долгое время заряда);
  • замыкание положительной и отрицательной пластин;
  • повышенное напряжение в бортовой сети из-за неисправности регулятора напряжения в генераторе;
  • производственный брак.
Использовать вздувшийся аккумулятор опасно — это может привести к вытеканию электролита из-за повреждения корпуса и даже к взрыву в результате воспламенения ставших причиной вздутия газов. Перед заменой сначала нужно найти и устранить причину неисправности. В противном случае новая батарея может повторить судьбу старой.

В 75—80% случаев причиной вздутия АКБ являются замерзание электролита или забитые каналы газоотвода. Обычно такие батареи не меняют по гарантии, ссылаясь на нарушение условий эксплуатации. Но и сразу выбрасывать вздувшийся АКБ не стоит — чаще всего проблему можно решить самостоятельно. К непоправимым случаям можно отнести повреждение корпуса, замыкание или разрушение пластин.

Почему аккумулятор в автомобиле вздулся зимой

Вздутые стенки аккумулятора в результате замерзания электролита

Зимой аккумуляторы вздуваются из-за того, что в них замерзает электролит. При замерзании жидкость увеличивается в объеме, выдавливая стенки АКБ наружу.

При нормальной рабочей плотности электролита 1,27 кг/см3 температура его замерзания составляет -60°C. В случае её падения до 1,2 кг/см3 (соответствует 56% заряда АКБ) жидкость замерзнет уже при -27°C. А если ваш АКБ практически полностью разряжен, то батарея может вздуться уже при -7… -10°C. Критические температуры для аккумулятора смотрите в таблице:

Плотность электролита при темп. +15 C. (г/см. куб) Напряжение батареи без нагрузки (В) Степень заряженности батареи (%) Температура замерзания электролита (°C)
1,27 12,66 100 -60
1,26 12,6 94 -55
1,25 12,54 87,5 -50
1,24 12,48 81 -46
1,23 12,42 75 -42
1,22 12,36 69 -37
1,21 12,3 62,5 -32
1,2 12,24 56 -27
1,19 12,18 50 -24
1,18 12,12 44 -18
1,17 12,06 37,5 -16
1,16 12 31 -14
1,15 11,94 25 -13
1,14 11,88 19 -11
1,13 11,82 12,56 -9
1,12 11,76 6 -8
1,11 11,7 0 -7

Заряд АКБ зимой падает по двум причинам. Первая — естественное снижение плотности по мере уменьшения температуры воздуха. Вторая — постоянный недозаряд из-за необходимости включения систем обогрева и продолжительной работы световых приборов или утечки тока. Поэтому зимой важно контролировать как заряд аккумулятора, так и плотность электролита!

Если избежать вздутия на морозе не удалось — используйте инструкцию по восстановлению, которую вы найдете ниже.

Почему аккумулятор в автомобиле вздулся летом

В процессе электролиза внутри АКБ выделяются водород и кислород. Интенсивность газообразования напрямую зависит от температуры. Для их вывода используется лабиринтная система газоотвода.

В большинстве случаев ответ на вопрос “почему летом вздувается аккумулятор” прост: не успевают уходить либо совсем не сбрасываются газы. Это происходит, если отверстия системы газоотвода забились пылью и грязью либо процесс газообразования протекает чересчур активно из-за высокой температуры или неисправности. В результате стенки АКБ раздуваются от избыточного давления внутри корпуса. Причины его создания могут быть такими:

Как работает газоотвод в аккумуляторах: видео

  1. Забиты каналы газоотвода в крышках банок или стенке корпуса.
  2. Перезаряд батареи из-за выхода из строя регулятора напряжения генератора.
  3. Осыпались или замкнули пластины.
  4. Электролит в аккумуляторе закипел от сильного перегрева.
  5. Аккумулятор заряжали слишком высоким током.

Что делать когда вздулся аккумулятор?

Прежде всего необходимо осмотреть корпус вздувшегося аккумулятора на предмет повреждений. При наличии на нём трещин батарею придется заменить. Также следует поступить и в случае разрушения или замыкания пластин. В обслуживаемом аккумуляторе их состояние можно проверить визуально и с помощью вольтметра, в необслуживаемом на замыкание указывают невозможность полной зарядки и сильный нагрев корпуса в области замкнувшей банки.

Треснутый корпус аккумуляторной батареи вследствие вздутия

Проблема забитого газоотвода решается чисткой подручными средствами. Разбирать АКБ для этого не надо, так как отверстия обычно забиваются снаружи. Не стоит бояться того, что при проведении процедуры водород и кислород резко выйдут из корпуса. Во-первых, каналы имеют сложную форму, и газ через них выходит постепенно. Во-вторых, внутри не настолько высокое давление, чтобы при выходе газы могли нанести травму или взорваться.

Зимой устранить вздутие помогает разморозка и подзарядка. Чтобы правильно разморозить вздувшийся замерзший аккумулятор, следуйте инструкции:

  1. Если корпус цел, то аккумулятор нужно забрать в теплое помещение и отогреть его до “комнатной” температуры 18—22°C.
    Очень важно больше ничего не делать с АКБ, пока он полностью не отогреется.
    Сигналом того, что электролит полностью оттаял, станут сдувшиеся бока аккумулятора, а также выросшее напряжение на клеммах.
  2. После этого еще раз осматриваем аккумулятор на предмет подтеков электролита. Возможно вы не заметили мелкую трещину.
  3. Только после полного оттаивания и отсутствия повреждения батарею можно заряжать. Делают это низкими токами, не более 10% от емкости АКБ (например 5 Ампер для АКБ емкостью 50 А-ч). Ждём полной зарядки — обычно она занимает от 8 до 24 часов.
  4. Проверяем напряжение на клеммах — оно должно быть на уровне 12,6В. Активное кипение в начале подзарядки либо напряжение ниже 12В, указывает на то, что пластины внутри разрушены в результате сульфатации или из-за слишком сильного замерзания электролита.
  5. В обслуживаемом аккумуляторе дополнительно проверяем состояние электролита. Прозрачный — нормально, мутный говорит о повреждениях пластин.

После правильной разморозки АКБ продолжают работать, хотя, возможно, и с меньшей эффективностью.

Что делать, чтобы не раздуло аккумулятор?

Чистка окислов на клеммах АКБ

Во избежание подобных ситуаций нужно следить за состоянием АКБ и проводить профилактику: очищать систему газоотвода и убирать следы окислов на клеммах, способствующих саморазряду, а также очищать корпус 10% раствором соды.

В сильные морозы не допускайте значительного снижения заряда. Если машина долго стоит без движения, следует периодически проверять напряжение на выводах батареи и при необходимости ставить её на зарядку. При длительной стоянке лучше снимать клемму с отрицательного вывода аккумулятора либо забирать ее с собой.

Также заведите привычку периодически проверять электросистему автомобиля на отсутствие утечек тока. Нормальное потребление в состоянии покоя обычно не превышает 100 мА. А еще обязательно следите за правильным функционированием системы зарядки.

Комментарии
Статья полезная? Да 44 Нет
21k
Вакансия автора, копирайтера на Etlib.ru
Если вы специалист в тематике, хотите писать и хорошо зарабатывать на этом, то добро пожаловать в команду! Платим выше рынка.
Присоединиться
Смотрите также
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Загрузка комментариев