Что такое минеральное масло

Минеральное масло имеет минеральную основу, поскольку являются продуктом нефтяного происхождения, производится путем перегонки мазута, оно отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью испаряемости. Минеральные масла, также могут изготавливаться из технических сельскохозяйственных культур. Поскольку технология производства «минералки» относительно не сложная, — цена таких масел значительно ниже, нежели синтетических масел.

что такое минеральное масло

В натуральном чистом виде минеральные масла практически не встречаются, так как необходимые смазочные свойства могут иметь только при «комнатных» температурах без тяжёлых нагрузок. Поэтому в ДВС применяются только со стабилизирующими присадками, что бы сделать масла более работоспособными. Такие присадки способствуют увеличению антикоррозионных, противоизносных, а так же моющих свойств минеральных моторных масел. Ведь эксплуатационные характеристики масел минерального происхождения, не позволяют выдерживает слишком высокие температуры, оно быстро густеет на морозе, а при закипании засоряет двигатель продуктами горения. Как раз из-за таких характеристик, минеральное масло для автомобилей кроме самой основы содержит около 12% присадок. Качественное минеральное масло должно производится из хороших нефтепродуктов и иметь высокую степень очистки.

Состав минерального масла

«Минералка», которая применяется как смазочный материал имеет такой состав:

  1. Щелочные и циклические парафины;
  2. Циклановые – 75-80 %, ароматические – 10-15 % и циклано-ароматические углеводороды – 5-15 процентов;
  3. Мизерное количество ненасыщенных и алкановых углеводородов.

Минеральные масла также содержат кислородные и сернистые производные углеводороды, а еще и смолисто-асфальтовые соединения. Но в основу смазочных масел для двигателей все эти соединения не входят в том количестве, в котором описано выше, ведь они проходят глубокую очистку.

Кроме самой базы «минералки» различной вязкости, масло также содержит различный набор присадок, которые, кроме улучшения основных эксплуатационных показателей, являются и недостатком. Так как высокие температуры пагубно на них влияют, присадки относительно быстро выгорают, а результате чего масло изменяет свои свойства. Это особенно сказывается на моторах с большим пробегом.

Для нормальной работы ДВС замену минерального масла рекомендуют производить после пробега 5–6 тыс. км, пока оно еще не успело потерять свойства.

Вязкость минерального масла

Не только в минеральном, но и в других маслах (синтетика, полусинтетика) вязкость является важнейшей характеристикой. В моторных маслах, как и в большинстве ГСМ, вязкость изменяется в зависимости от температуры (чем она ниже, тем больше масло становится вязким и наоборот). Для нормальной работы двигателя она не должна быть выше или ниже определенного значения, то есть, запуская холодный двигатель при минусовой температуре, вязкость масла не должна быть большой, а в жаркое время года, запуская горячий, масло не должно быть сильно жидким, дабы обеспечивать между трущимися деталями прочную пленку и необходимое давление масла.

свойство минерального мсла

Еще одной не менее важной характеристикой минерального масла является индекс вязкости. Данный показатель характеризует зависимость вязкости от изменяющейся температуры.

Зависимость кинематической вязкости масла от температуры

График зависимости кинематической вязкости минерального масла от температуры.


Индекс вязкости масла – безразмерная величина (просто число) которая не измеряется в каких-то единицах. Это число показывает «степень разжижения» масла, и чем выше данный индекс, тем шире температурный диапазон при котором обеспечивается нормальная работоспособность двигателя. В минеральных маслах в которых нет вязкостных присадок, величина индекса вязкости колеблется от 85 до 100, а с присадками могут составлять до 120. Малый индекс вязкости говорит о плохом запуске двигателя при низкой температуре окружающей среды и плохой его защите от износа при высокой температуре.

По стандарту SAE основные показатели вязкости (виды) масел на минеральной основе могут быть такими: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Где 2 цифры, разделенные буквой W, обозначают температурный диапазон в котором данное масло можно применять. То есть, его вязкость, при нижнем пороге температуры и при верхнем, должна обеспечивать нормальную работу мотора. К примеру, если это 10W40, то его температурный диапазон применяемости составляет от -20 до +35 °С по Цельсию, причем при +100 °С его вязкость должна составлять 12,5–16,3 сСт. Таким образом, при подборе масла для двигателя, нужно понимать, что в минеральных маслах, вязкость изменяется обратно пропорционально температуре; чем температура масла выше, тем его вязкость становится ниже и наоборот. Характер этой зависимости отличается в зависимости от того из какого сырья и каким способом было сделано масло.

Толщина масляной пленки между трущимися поверхностями зависит от вязкости масла. А это, в свою очередь, влияет на работу двигателя и его ресурс. Как мы разбирались выше с температурной зависимостью вязкости, высокая вязкость сопровождается большой толщиной масляной пленки, а с понижениям вязкости масла толщина пленки становится меньше. Поэтому, чтобы предотвратить износ некоторых деталей (кулачок распредвала – толкатель), приходится добавлять в «минералку» кроме вязкостных присадок еще и противозадирные, поскольку в таком узле как этот создавать масляную пленку нужной толщины становится невозможно.

О вязкостных присадках масла

Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.

Кроме основных характеристик минерального масла существуют и несколько других.

Такое понятие как температура вспышки является показателем легкокипящих фракций. Данный показатель определяет испаряемость масла в процессе эксплуатации. У некачественных маслах температура вспышки низкая, что способствует высокому расходу масла.

Температура застывания – этот показатель определяет температуру, при которой минеральное масло застывает и теряет текучесть за счёт кристаллизации парафина.

Щелочное число – определяет способность масла к нейтрализации вредных кислот и противодействии отложениям за счет активных присадок.

Кислотное число – показывает наличие продуктов окисления масла.

К основным недостаткам минерального масла относится нестабильность параметров при различных температурах, а также быстрое окисление и разрушение (выгорание присадок при высоких температурах) что негативно влияет на работу двигателя.

А единственным преимуществом – является цена.

Минеральные масла, по большей части, используются в качестве механической смазки, хотя гидрокрекинговые масла, полученные методом перегонки и глубокой очистки с добавлением пакета присадок, даже используются современными автомобильными марками (например, Субару) в качестве смазки для двигателя. Такое минеральное масло получается близким по качеству к «синтетике», но быстрее стареет, теряя свои свойства. Поэтому приходится производить замену масла в два раза чаще. Рекомендации автопроизводителя по применению масла можно найти в технической документации. Хотя зачастую стараются лить только синтетическое масло, которое на порядок превосходить минералку, что правда, цена также значительно выше. Обычное же минеральное масло предназначается либо для старых типов двигателей, либо в моторы с большим пробегом и только в теплое время года. Конкретное предназначение определяется классификацией по уровню качества.



Автор: Иван Матиешин

Инструкция полезна? Да 6 Нет
12k
Автомобильные
новости партнеров
Загрузка комментариев